Вт. Сен 27th, 2022

пн, 10/04/2017 — 21:27

Уральск – единственный город областного значения в стране, не соединенный с северной и южной столицами скоростным железнодорожным пассажирским сообщением. А ведь в октябре прошлого года в рамках XIII Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Астане Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин подписали протокол о внесении изменений в соглашение между правительствами об особенностях правового урегулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта. Мы решили выяснить, почему в решении, казалось бы, незначительного регионального вопроса потребовалось участие первых лиц, и когда жители ЗКО увидят те самые обещанные поезда «Тулпар-Тальго».   

О запуске скоростных поездов «Тулпар-Тальго» пресс-службы различных ведомств Астаны и ЗКО сообщали на протяжении последних двух лет, но дело с места не двигалось. Очевидно, что развитию скоростного движения в направлении областного центра ЗКО мешает серьезная проблема. Но какая? Попробуем разобраться. 

История вопроса Из-за своего специфического расположения, с точки зрения транспортной логистики, и своеобразных инфраструктурных особенностей, доставшихся области из советского прошлого, город Уральск сегодня связан с центром страны (и, в целом, с сетью железных дорог Казахстана) лишь одной магистралью. Линия Уральск – Илецк была построена без учета границ союзных государств в 30-х годах прошлого столетия как единственный кратчайший путь до Кызылорды. После обретения Казахстаном Независимости 185 километров пути Илецкого железнодорожного участка оказались «отрезанными» на территории Соль-Илецкого района Оренбургской области РФ. Это в некоторой степени осложнило вопрос, но железнодорожники региона быстро наладили работу в условиях «двойного гражданства», и договорились с Россией о передаче «илецкой» инфраструктуры в управление казахстанской стороне. Сегодня станция Илецк находится в оперативном подчинении Астаны, весь ее штат – сотрудники национальной компании «Казакстан темiр жолы» (и одновременно граждане России). Вне всякого сомнения, на железной дороге сферы влияния страны поделили четко. 

Но вот кто не смог (не захотел или был не уполномочен) договориться в течение последних 20-ти лет, так это пограничные службы Казахстана и России. В то время как для товарооборота границы двух стран в свете формирования Единого экономического пространства раскрывались, передвижение обычных граждан между ними свободнее, как, скажем, в Европейском Союзе, не становилось. В целях защиты национальных интересов на границе были расставлены пограничные посты. Пассажиры поездов со стороны двух государств обязательно проверяются на предмет контрабанды и нарушения паспортного режима таким образом, что тысячами, следуя через Илецкий железнодорожный участок транзитом, становятся заложниками зарегулированности процедуры. 

Задержки при контроле  К примеру, пассажиры поездов №379/380 «Алматы – Уральск», №57/58 «Астана – Уральск» и 613/614 «Актобе – Уральск», вынуждены проходить пограничный контроль на пути в Уральск трижды: на станции Жайсан Актюбинского отделения перевозок (выезд с территории РК), на станции Илецк (въезд/выезд на территорию РФ) и на станции Чингирлау (въезд на территорию РК), несмотря на то, что они перемещаются внутри Казахстана и намерений на выезд за его пределы не имеют. А пассажиры поезда №7/8 «Алматы – Москва», проезжая транзитом Илецкий железнодорожный участок, вообще проходят те три контроля, по сути, «зря», ведь при реальном выезде за пределы РК на пограничном пункте «Семиглавый мар» («Озинки») они и так проверяются национальной пограничной службой.  Понятное дело, такая волокита не привела ни к чему хорошему. Из-за нарушения сроков досмотра начались задержки поездов. Это привело к затруднениям при сдаче поездов по стыкам с ОАО «Российские железные дороги» (что недопустимо, ведь поезда следуют между государствами по «твердым ниткам» в графике), а также затруднениям в поездной работе на участках Уральского отделения (для опаздывающих поездов диспетчеры «расчищали» путь, сдвигая график движения грузовых поездов, тогда как машинисты гнали поезда в стрессовых условиях, стараясь сократить временной разрыв). Все это в итоге вылилось в недовольство как пассажиров, так и руководства регионального филиала АО «НК «КТЖ», которое на протяжении многих лет бьется за беспрепятственный пропуск поездов из/в центральный Казахстан через Илецк.   После того, как количество задержек в 2014-2015-х годах стало критическим, досмотр транзитных пассажиров, не планирующих высадку или посадку в Илецке, попытались отменить. Этот эксперимент продлился 4 месяца, и дал хороший результат в части сокращения задержек поездов (поскольку проверка осуществлялась выборочная, а не тотальная), но в итоге оказался неудачным. Возможностью беспрепятственного пересечения границы под предлогом путешествия внутри страны воспользовались граждане, имеющие задолженности по налогам, алиментам и т.д. Фактически люди покупали билеты, в которых пунктом прибытия значились казахстанские города, но выходили на станции Илецк, где спокойно проходили процедуру досмотра с российской стороны, поскольку не имели каких-либо нерешенных вопросов с РФ. Российские службы, согласно международным нормам права, не ограничивали свободу перемещения иностранцев, которые были выпущены из собственной страны. Так же как, впрочем, ограничивать пассажира в желании сойти на любой станции вне зависимости от пункта назначения, указанного в билете, не могли и проводники.  Поскольку сотрудники пограничной службы не имеют возможности следовать вместе с пассажирами в поезде, отследить, кто из граждан в обход правил сходит на территории России, оказалось крайне сложно, в связи с чем и было принято решение о возобновлении пограничного досмотра для всех граждан, пересекающих поездом Соль-Илецкий район Оренбургской области транзитом. В итоге задержки поездов возобновились.  Тогда пограничные службы через официальные каналы «выпросили» себе дополнительное время на досмотр, ссылаясь на то, что на Уральском участке населенность поездов составляет 500-700 человек и 40 минут для обработки данных недостаточно. Время пограничникам добавили, задержки прекратились, вопрос с повестки дня был снят. Но вот в чем хитрость, для пассажиров с принятием этого решения ничего не изменилось. Добавленное время стоянки попросту увеличило время в пути. А пассажиры как теряли на участке длиною 500 км около трех часов на досмотр, так и продолжили терять.  

Понятное дело, запускать скоростной пассажирский поезд при таких стоянках на границе просто не имеет смысла, он перестанет быть скоростным. Необходим безостановочный пропуск на участке Жайсан – Илецк – Чингирлау. Вот в этом-то вся и проблема. 

Решение глав государств Решение о безостановочном пропуске обсуждается много лет. Как сообщили в Уральском отделении грузовых перевозок, на совещаниях в течение 2015 года Пограничная служба КНБ РК на основании договоренностей с ФСБ России неоднократно подтверждала готовность к безостановочному пропуску. Однако в конце года пришло сообщение, что ФСБ России отказала в безостановочном пропуске казахстанских поездов, ссылаясь на отсутствие международного соглашения и норм в законодательстве РФ, допускающих следование иностранных поездов через российскую территорию без осуществления пограничного контроля. В феврале 2016 года в ходе 18-го заседания Межправительственной комиссии по сотрудничеству между РК и РФ в г. Москве российской стороне снова было поручено проработать вопрос пропуска скоростных поездов казахстанского формирования без проведения пограничного контроля. Ровно год назад Министерство транспорта РФ сообщило, что уже подготовлен проект постановления Правительства РФ «Об установлении участков железных дорог для транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации и определении порядка транзитного проезда», который будет внесен на рассмотрение Правительства.    И вот свершилось. В октябре прошлого года главы Казахстана и России договорились пропускать транзитные поезда через государственную границу без остановок и пограничного контроля. По данным комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Казахстана, подписанный документ определил порядок открытия и закрытия станций железных дорог, а также организации перевозок пассажиров по участкам железных дорог России, расположенных на территории Казахстана, и участкам железных дорог Казахстана, расположенных на территории России. 

В Пограничной службе отметили, что новые условия не должны вызвать рост контрабанды через границу, поскольку в правилах зафиксирован запрет на остановку транспортного средства, погрузку и выгрузку товаров на территории транзитного государства. Ратификация этого соглашения, как ожидается, и позволит АО «НК «Казахстан темiр жолы» организовать скоростные пассажирские поезда Астана – Уральск и Алматы – Уральск.

Начало движения  Как сообщает областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог, запуск двух скоростных поездов «Тулпар-Тальго» в ЗКО планируется в конце апреля текущего года. Эти поезда носят название по имени завода-изготовителя и, соответственно, вагонов, из которых они состоят. Завод «Тулпар-Тальго» был открыт в Астане к 20-летию Независимости Казахстана и является совместным проектом испанской компании «Patentes Talgo» и «Казахстан Темiр Жолы». Многие считают его открытие – поводом для гордости, ведь доля казахстанского содержания в сфере отечественного железнодорожного машиностроения после этого резко возросла.   Пассажирские составы «Тулпар-Тальго», как утверждают эксперты, имеют преимущество перед аналогами, поскольку оснащены маятниковой пневматической подвеской, имеют легкий кузов, независимые колеса с автоматической направляющей системой. Применение современных технологий позволяет этим вагонам достигать скорости до 200 километров в час. Поскольку многие казахстанцы были недовольны теснотой в вагонах, учитывая дальность расстояний в стране, технология производства вагонов в последние годы была пересмотрена в пользу расширения кузова.  У составов «Тулпар-Тальго» может быть любая конфигурация. Как сообщается, в Уральск будут ходить составы из 27 вагонов (ориентировочно), в том числе 18 вагонов купе (18 мест), два бизнес-вагона (12 мест), один вагон СВ (Гранд, 10 мест), 1 вагон Гранд ПМР (для инвалидов, 6 мест), а также вагон-ресторан и вагон-кафетерий (всего 355 мест). Предполагается, что поезд Уральск – Астана будет ходить по нечетным числам, а Уральск-Алматы по четным. Время в пути у первого поезда составит 24 часа, у второго – 37. Таким образом, пассажиры смогут экономить в пути до Астаны около 16 часов, а до Алматы свыше 22-х. Схема движения поезда предусматривает лишь одну остановку на пути до Актобе – на станции Казахстан (г.Аксай). Остановки на транзитной станции Илецк, как и договорились Главы двух государств, не будет. 

Стоит отметить, что скоростные поезда относятся к классу повышенной комфортности и считаются коммерческими. То есть, стоимость поездки в них – рыночная, и ее снижение за счет дотаций государства (как это практикуется на обычных регулярных маршрутах) не предусмотрено. Цена на уральские поезда пока не известна, но, к примеру, в Актобе билет на «обычный» поезд до Астаны стоит 7190 тенге в купе и 4699 тенге в плацкартном вагоне, тогда как билет на скоростной поезд до столицы стоит 10815 тенге в четырехместном купе и 24500 тенге в двухместном. Известно также, что компания-перевозчик регулярно делает скидки на скоростные поезда. И дешевле всего купить билет можно за 45-35 суток до отправления.   

Готовы ли мы к «Тальго»?     На сегодняшний день подготовка Уральского участка железной дороги к пропуску поездов «Тулпар-Тальго» завершена. Как сообщают в Уральском отделении грузовых перевозок, для воплощения концепции скоростного движения решены задачи по обеспечению безопасности движения поездов, обновлению технических средств, совершенствованию технологических процессов. 

Исходя из возможностей составов «Тулпар-Тальго» в развитии скорости, на Уральском участке с учетом имеющейся инфраструктуры, она все-таки не будет превышать 90 км/ч. Но даже при такой скорости остро встает вопрос безопасности. Напомним, за последние 10 лет в ЗКО под колесами поездов по разным причинам погибли свыше 40 человек. 

Пограничная «привилегия»    С запуском скоростных поездов, проблема пересечения границы для сотен западноказахстанцев, направляющихся в Астану в вагонах «Тулпар-Тальго», будет решена. Но как же пассажиры остальных поездов? Через Илецк идут пассажирские составы до Алматы и Актобе, а также поезд дальнего следования №380/379 до Астаны, пассажирам которого «Тулпар-Тальго» не подходит просто потому, что он не останавливается на большинстве станций по пути.  Поскольку полностью отменить пограничный контроль для пассажиров поездов, останавливающихся в Илецке, как показал эксперимент пограничной службы, невозможно, решить проблему помогло бы создание единого казахстанско-российского пограничного пункта пропуска. Между Правительствами  РК и РФ уже подписано Соглашение о сотрудничестве в области осуществления совместного контроля на казахстанско-российской границе. На основе этого разработан проект протокола «О порядке и формах проведения совместного контроля в  железнодорожных пунктах пропуска на казахстанско-российской государственной границе», который, как сообщается, проходит процедуру межгосударственного согласования. Но на примере отмены погранконтроля для скоростных поездов, мы знаем, как «быстро» проходят согласования подобного рода. 

И тем не менее, если этот вопрос все-таки будет решен положительно, пограничные посты со станции Чингирлау и Жайсан будут перенесены на территорию станции Илецк в единый пограничный пункт пропуска. Это позволит заменить три остановки каждого поезда одной и сократить время пребывания в пути для 1 миллионов пассажиров ежегодно проходящих через железнодорожный вокзал города Уральска. Однако пока пассажирам не скоростных поездов, раз за разом простаивая, остается уповать на то, что для защиты национальных интересов государства по примеру других стран будут найдены более гуманные методы, не создающие изматывающих неудобств для жителей страны. 

Юлия НИКИТИНА

от admin