Вс. Апр 28th, 2024

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, двинув против 2,5 миллионов войск СССР 5,5 миллионов своих войск, в том числе 3 712 танков, 47 260 орудий и 4 950 самолетов, завоеванных в Западной Европе. Однако, несмотря на численное превосходство, за первые два месяца войны противник потерял в боях 400 тысяч человек. Не считаясь с потерями, фашисткая Германия бросила на фронт все новые силы, захватив Украину, Белоруссию и Прибалтику. В результате – 70 миллионов граждан оказались под пятой врага. А железнодорожники за лето и осень 1941 года перебросили к фронту 291 дивизию с орудиями и свыше двух миллионов человек пополнения.

Прозвучал призыв к народу: «…упорно, до последней капли крови защищать каждый метр Советской территории». Основной целью похода Гитлер объявил «полный разгром государственной мощи и искоренения азиатского влияния на европейскую культуру». «Снабжение питанием местных жителей и военнопленных является ненужной гуманностью», – заявлял Рейхстаг.  По информации, собранной заведующим музея Уральского отделения грузовых перевозок, Почетным железнодорожником КазССР Михаилом Надточим, только в июле 1941 года из западных районов страны на Восток и в республики Средней Азии было эвакуировано 300 тысяч вагонов грузов, а к ноябрю перебазировано 2593 предприятия. 10,4 миллиона человек были вывезены 30-ю тысячами поездов.  В Казахстан было эвакуировано более 200 предприятий и миллиона человек. В Западно-Казахстанскую область переехало 20 предприятий, которые размещались зачастую прямо под открытым небом. 80 тысяч переселенцев, обрели здесь мирное небо и кров. 20 госпиталей для солдат были размещены прямо в уральских школах.  В день начала Великой Отечественной войны в областном центре и Аксае состоялись митинги, на которых отправиться на фронт решили 300 работников стальной магистрали. Еще 440 железнодорожников и членов их семей вступили в подразделение народного ополчения на станции Уральск. К тому времени немецкая авиация бомбила 12 западных приграничных железных дорог. На Рязанско-Уральской и еще 43 дорогах Советского Союза был введен воинский график движения поездов.    Такой график обязывал, в первую очередь, обеспечивать продвижение воинских эшелонов с максимальным использованием пропускной способности при четко организованной работе станций. В плане «Барбаросса» предписывалось, что русские железные дороги должны быть «перерезаны» в первую очередь. –  В то время как за сбитый самолет – награды не следовало, за каждый разбитый советский паровоз по поручению Гитлера фашистский летчик награждался высшей наградой – Железным Крестом, – сообщил Михаил Надточий.  На железной дороге Уральской области в годы войны применялось сдваивание поездов и караванный способ движения, когда поезда следовали друг за другом на расстоянии видимости хвостовых сигналов. В ночное время сигналы были затемненные, были видны только полоски света. Если на участке Сайхин – Жаныбек – Шунгай в мирное время проходило 6 поездов, то в военное время 12. А на участке Озинки – Уральск – Илецк количество поездов выросло в два раза с 12 до 24-х поездов в сутки.  Во время Сталинградской битвы ЗКО стала прифронтовой зоной. Немцы нещадно бомбили станции Сайхин, Жанибек и Шунгай. В этих степях накапливались войска из Сибири, Дальнего Востока Урала и Казахстана. По словам Михаила Тихоновича, только за сентябрь 1942 года на станциях Сайхин и Шунгай Западно-Казахстанской области было совершено 22 групповых и 12 одиночных налетов, в которых участвовало 213 самолетов, сбросивших 538 авиабомб. Железнодорожники Уральска участвовали в строительстве 10 аэродромов в Чапаевском и Фурмановском районах. Нагрузка на железнодорожную магистраль выросла в 3-4 раза, все население выходило на устранение последствий налетов, снегоборьбу, водоборьбу, особенно в 1942 году, когда морозы, снега и разливы были сильнейшими за последние 30 лет. В Казахстане каждый четвертый житель, а это 1,6 миллиона человек отправились на фронт. Из нашей области были призваны 43 тысячи человек, пали смертью храбрых 13 тысяч. Личный вклад некоторых железнодорожников, считает Михаил Надточий, невозможно переоценить. К примеру, в пятой дистанции пути путевой обходчик Олейников ежедневно выходил на работу с женой и сыновьями Яковом и Владимиром. Работники станции Ангаты под руководством начальника Квашенко провели 5 воскресников по ремонту пути, а заработанные от этой деятельности 8300 рублей перечислили в Фонд обороны. Работники станции Чингирлау под руководством секретаря парторганизации Арстангалиева провели сбор подарков для солдат, первая партия которых была отправлена уже в июне 1941 года.  В те месяцы жители нашей области, отдавая последнее собрали для Красной Армии 18 млн. рублей на танковую колонну. Из личных сбережений железнодорожники собрали средства на постройку авиаэскадрилии. Одним из первых свой вклад — 100 тысяч рублей – внес путевой рабочий К.А. Селевка. За ним последовали и другие. Почин железнодорожников поддержали рабочие и колхозники. Этот самоотверженный поступок был оценен Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным, который прислал благодарственную телеграмму коллективу Уральской дистанции пути (на фото), а также Уральскому паровозному депо.      – Все знают, чем закончилась Сталинградская битва. Но не многим известно, что одним из паровозов особого резерва НКПС управлял машинист Уральского депо Бобрышев, – поделился эксклюзивной информацией Михаил Надточий. – В вагонах этого паровоза находились не рядовые пассажиры, а пленные фельдмаршал Паулюс и офицеры его штаба. Гитлер лично отдал приказ уничтожить Паулюса, но об этом стало известно нашему командованию. Для срыва намерений фашистов были предприняты меры: поезд отправился с пустыми вагонами и был остановлен ночью на перегоне Иловля – Балушкино. Пленников загрузили из машин в вагон в течение одной минуты и машинист двинул поезд на Москву, где в ходе допроса они дали ценные показания.  Железнодорожники несли тяжелые потери на всем протяжении войны. При бомбежке на станции Баскунчак было разбито 20 из 22-х паровозов и остался в живых лишь машинист А.А.Соловьев. Раиса Кушнарь, осталась единственной выжившей из всей бригады турного вагона паровоза колонны НКПС, который был обстрелян на подходе к Сталинграду. После войны она еще 40 лет проработала в депо Уральск.  В тылу машинист депо Уральск И.А. Завертайло приноровился водить тяжеловесные поезда без промывки, на чем сэкономил 46 тонн топлива. В одну из поездок в паровозе потекла топка, для ремонта которой нужно потушить и остудить паровоз, что занимает двое суток. Чтобы не сорвать доставку вооружения к фронту, машинист с помощником приняли решение надеть телогрейки, замотать головы, облиться водой и залезть в горячую топку. Им удалось устранить неисправность и поезд все-таки доставил груз к фронту.  За образцовое выполнение заданий правительства и Военного Командования СССР орденом Ленина награждены машинист депо Уральск И.А. Завертайло, машинист-инструктор депо Казахстан С.П. Петров, путевой обходчик 6 дистанции пути Ш. Алдыбаев. Медалями «За отвагу» — А.Д. Кононенко и П.П. Клочко. Позднее, Орденом «Знак Почета» был награжден машинист депо Уральск А. Куличев, а медалями «За трудовое отличие» – машинисты Кривенцов, Буданчиков и другие. Работник отделения И.А. Куличев за боевые заслуги был удостоен звания Героя Совесткого Союза. Труженики тыла, всю войну работавшие в Уральске и на линейных станциях стрелочниками, весовщиками, станционными дежурными – А.И. Гунина, М.И. Коваленко, Г.А. Тарутина, В.С. Улесов, Е.И. Скворцова, М.М. Шепелино, З.В. Астраханкина, К.И. Исмагулова – награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». 

– В марте 1944 года Народный комиссар путей сообщения Л.М. Каганович в Москве лично наградил знаком «Почетному железнодорожнику» 9 работниц Уральского отделения дороги, — подчеркнул Михаил Надточий. – Среди награжденных – бригадир 6 дистанции пути А. Грищенко, стрелочник станции Чингирлау О.Финадеева, осмотрщик вагоноремонтного депо А. Лозунская и другие. Оператору станции Уральск Е. Белоуховой среди первых в отделении был вручен почетный знак «Отличный движенец», который был учрежден в сентябре 1943 года. Благодаря всем этим людям и их вере в единство и дружбу народов, Победа в Великой Отечественной войне была достигнута. 

от admin