Чт. Апр 25th, 2024

В мае 2016 года, в городе Астане, открывается НАО «Казахская национальная академия хореографии». Это первое высшее нетиповое учебное заведение в Центральной Азии, уникальность которого заключается в непрерывном профессиональном хореографическом образовании.  Учебный процесс в академии хореографии заключается в том, что артисты балета, получают профессиональное образование на базе основного общего или среднего общего образования. Многоступенчатая форма образования состоит из: школы хореографии, технического и профессионального образования, высшего образования (бакалавриат), послевузовского образования (магистратура), послевузовского образования (докторантура PhD). Академия осуществляет образовательную деятельность в различных областях балетного искусства и готовит профессиональных исполнителей с раннего возраста. Основной ее деятельностью является подготовка кадров по квалификации: «Артист балета», «Артист ансамбля танца», «Режиссер хореограф», «Педагог хореограф», «Педагог спортивного бального танца», «Искусствоведение» и «Арт-менеджмент». Балет, является высшей формой танцевального искусства, синтетически соединяет в себе хореографию, музыку,  драматургию,  изобразительное искусство, пантомиму и поднимается в проявлениях этих видов искусства до уровня музыкально-сценического представления. Танец, как искусство берет свое начало еще с древних времен, отождествляет историю народа и времени, раскрывая культуру и внутренний мир человека. Именно поэтому, танцевальное искусство занимает значительное место в жизни общества.  Балет это не только искусство, это так же спорт и дисциплина. С приходом современных технологий и инноваций, культурный досуг людей  сильно изменился. Все эти пассивные увлечения могут привести человека к нежелательным осложнениям здоровья, во избежание которых, возникает необходимость в спорте. Сегодня для эстетического воспитания здорового,  духовно богатого поколения, важная роль отводится хореографическому искусству. Танец – это массовое искусство доступное всем, которое достигается посредством индивидуального и дифференцированного подхода, способствуя формированию творческих способностей  учащихся. Говоря об эстетическом воспитании, нужно отметить, что не одно поколение воспитанников таких хореографических коллективов, наряду с танцами,  приобрело гораздо большее – общую культуру. Из своей практики мы наблюдаем – даже те учащиеся, которые учились в профессиональных балетных школах  и бросили учебу, или даже окончили образование, но по разным обстоятельствам не продолжают свою сценическую деятельность, они все равно отличаются от большинства людей своей осанкой, культурой поведения, умением одеваться и держаться в обществе. Так как в профессиональных балетных учреждениях не только развивают танцевальные и музыкальные способности, память и внимание – ежедневная атмосфера помогает более тонкому восприятию жизни и окружающего мира. Общество получает творческого человека с элементарными основами художественного вкуса. Поэтому сегодня трудно переоценить роль хореографии для развития ребенка. Приобщение к пластическому искусству включает в себя не только занятия танцами, параллельно дети слушают разнообразную музыку, смотрят классические балеты и постановки, узнают об истории танца, о культуре и особенностях национальных танцев, интересуются красочными костюмами, поэтическими образами и постепенно вникают в ритмический склад мелодий. Приобщаясь к искусству танца, многие дети хотят получить профессию «Артиста балета», «Артист ансамбля танца»,  поступая в специализированные учебные заведения, училище и колледжи искусств. В атмосфере духовной наполненности и культуры, постепенно включаясь в творческий процесс, они вступают на длинный путь  постижения исполнительского мастерства.  Танцевальное искусство среди детей в нашей стране довольно популярно. Большинство родителей, уже с раннего возраста стараются отдать своих детей в школы искусств, танцевальные кружки или балетные студии. Что само по себе говорит о том, что многие родители стремятся к всестороннему развитию, раскрытию потенциала и таланта своего ребенка. Для развития творческих и физических способностей детей,  особенно значимы занятия хореографией в дошкольном возрасте, так как именно этот период является гибким и в тоже время определяющим будущее ребенка.  Многолетняя практика показывает, что целесообразно отдавать ребенка в танцевальные кружки не с 3-4 лет (детям этого возраста быстро наскучивают такие занятия и, как правило, они скоро прекращают посещать занятия), а  с пяти лет, когда ребенок более  осмысленно слушает музыку, понимает ритм, способен выполнять элементарные требования педагога. Но опять же педагогический подход  должен быть индивидуальным, так как период физиологического развития  у каждого  ребенка свой, некоторые дети уже и в четыре года могут цельно направлять свое внимание и понимание, а другим детям и в шесть лет это дается с трудом. Ведь в процессе занятий танцами у детей должна формироваться устойчивая мотивация с пошаговыми усложнениями, – сначала это просто освоить какие-то  движения, затем выучить танец и выступить на сцене перед зрителями, участвовать в хореографических фестивалях и конкурсах и т.д. Таким образом, дети не только творчески развиваются, они становится пропагандистами хореографического искусства, культуры и национальных традиций.  Воспитательный процесс в танцевальных кружках направлен на комплексное развитие личности ребенка. Поэтому всегда важно задумываться и стремиться к изучению нового в мировой педагогике, психологии, искать и развивать креативные методы обучения, где основополагающими принципами являются бережное отношение к художественным ценностям, методы беседы и смысловой мотивации,  а также культурно-нравственные  ориентиры.  Казахская национальная академия хореографии же в свою очередь дает возможность получить эстетическое воспитание детей, где танец является основной дисциплиной формирования гармонически развитой личности,  и предоставляет возможность бесплатного и специализированного обучения. Система образования Республики Казахстан динамично развивалась, для создания удобной и эффективной формы обучения, в целях повышения качества образования в нашей стране.  И так как очень важно формирование условий развития хореографического искусства в Казахстане, для устранения, имеющегося в сфере культуры  дефицита профессиональных кадров данной области, было принято решение об открытии специализированной академии хореографии в столице Республики. В академии хореографии работают лучшие преподаватели в своей области, осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку. Казахская национальная академия хореографии, предоставляет бесплатное обучение, проживание и медицинское обслуживание для учащихся данного учебного заведения. Учебная программа академии будет осуществляться по всем общеобразовательным стандартам, что дает возможность свободного перепрофилирования или перевода в другие учебные заведения. Учащиеся академии хореографии, будут принимать активное участие в практической деятельности, выступая на малых и больших площадках для приобретения уникального опыта балетного искусства. Академия хореографии — это статус, уникальность, дисциплина и культурное воспитание.  Казахская национальная академии хореографии стремится стать центром не только отечественной балетной культуры, но и быть творцами, участниками творческого процесса по решению задач в области хореографического искусства, по созданию новых произведений мирового уровня. «Говорят, казахских танцев не было. Им некогда было танцевать, они кочевали. Возможно, но все обряды несут театральное действие. Оттуда же, из детства, всплывают в памяти обрывки легенды. Существует, по меньшей мере, 16 оригинальных версий «Кыз-Жибек», на их основе были созданы опера и фильм», – говорит известный балетмейстер  Булат Аюханов. Этими словами народный артист хотел подчеркнуть тот факт, что история искусства, как и любая другая история не стоит на месте. Искусство любого народа, опираясь на собственный опыт, опыт других народностей, постоянно совершенствуется и модернизируется. Но прогресс невозможен без конкуренции, конкуренция невозможна без творений, творение невозможно без творца. И сейчас наше искусство отчаянно нуждается в творцах, для его развития. И только настоящие профессионалы, шаг за шагом должны способствовать развитию танцевального искусства. Алила АЛИШЕВА,

 педагог-хореограф, заслуженный деятель Республики Казахстан, профессор

от admin