Вт. Сен 27th, 2022

чт, 21/07/2016 — 16:25

Сегодня, в век глобализации, наблюдается активизация процесса поиска эффективных условий, механизмов воспитания молодежи, способной к диалогу с другими культурами. История общества показывает, что процветание общества зависит не только от экономики и техники, но и общей культуры, в частности, от культуры слова. Реалии современного этапа развития общества, языковая ситуация в Казахстане – многонациональном, с многовековой историей, в которой переплелись народы, нации, культуры, в настоящее время диктуют необходимость разработки основных методических принципов и подходов к формированию коммуникабельной языковой личности.  Важнейшей стратегической задачей образования Казахстана является, с одной стороны, сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого – овладение государственным, родным и иностранными языками. Полиязычие рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира. В этой связи понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос обучения языкам и повышение уровня языковой подготовки. Система принципов обучения в системе полиязычия: казахский язык – русский язык – английский язык. Президент страны Н. А. Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах.  В Казахстане уделяется очень большое внимание изучению языков народов, населяющих нашу страну. Здесь казахский язык является государственным, а русский язык – языком межнационального общения. Иностранные языки изучаются во всех школах. Если учесть, что обучение осуществляется на государственном языке и языке межнационального общения, русском, а в учебных планах всех учебных заведений предусмотрено изучение кроме русского еще как минимум одного иностранного языка, то можно говорить, что в Казахстане уже сформировалась двуязычная ситуация и имеется тенденция полиязычного образования. Актуальность поликультурного и полилингвального обучения определяется всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах. Полилингвальное обучение мы понимаем как целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами нескольких языков, когда изучаемые языки выступают в качестве способа постижения сферы специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов. В связи с этим Казахстан приступил к реализации полиязычного образования в системе дошкольного, среднего и высшего образования, направленного на изучение казахского, русского и английского языков. На сегодняшний день созданы все предпосылки для развития полиязычия. Имеется определенный опыт осуществления полиязычного образования в Назарбаев Интеллек­туальных школах, в которых с учетом анализа современного международного опыта разрабатывается и внедряется модель трехъязычного обучения, основанная на уровневой системе изучения языков. Данная модель строится на том, чтобы учащиеся могли полноценно освоить устную и письменную речь на казахском, русском и английском языках. При этом должны учитываться не только правила введения в учебный процесс второго и третьего языков, но и возможности интерактивных методов погружения в иноязычную среду. Хороший опыт накоплен в казахско-турецких лицеях, в  которых на английском языке преподаются биология, физика, химия, математика, информатика. Сегодня перед системой образования ставится задача внедрения новей­ших методик уже дошкольной подготовки и раннего трехъязычия, то есть  осуществления  массового внедрения полиязычия на всех этапах образования: «дошкольное образование – школа –вуз – до­школьное образование». Это сделает процесс полиязычного образования непрерывным. Главная цель, стоящая перед преподавателями и  учениками, – это развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию. В целях реализации поручения Главы государства о внедрении полиязычного образования в нашей области осуществляются системные мероприятия.  В феврале на базе гимназии «Ақниет» №42 г. Уральска проведен семинар-практикум «Раннее обучение английскому языку в рамках развития полиязычия». Методисты области и учителя обсудили вопросы актуальности и значимости раннего обучения английскому языку, эффективные методы обучения.   Также на базе областной специализированной казахско-турецкой школы-лицея интерната  проведен областной семинар-практикум  по теме «Полиязычное образование – веление времени» для учителей естественно-математического цикла районных, городских, областных школ. В  мае проведен  круглый стол на тему  «Полиязычное образование как  одно из приоритетов современного образования». В работе круглого стола принимали участие преподаватели ЗКГУ имени М. Утемисова, Уральского педагогического колледжа им. Ж. Досмухамедова, учителя Назарбаев Интеллектуальной школы, методисты методкабинетов, учителя предметов естественно-математического цикла средних общеобразовательных школ, преподаватели колледжей. В мае текущего года на базе детской дошкольной организации №3 г. Аксая  Бурлинского района  был проведен семинар на тему «Трехъязычие в детском саду – средство формирования  поликультурной личности».  Все это делается с пониманием того, что для роста качества и конкурентоспособности среднего образования необходимо продолжать работу по внедрению полиязычия, а для такой модели мы должны подготовить новое поколение педагогов. В области уже 35 учителей-предметников  прошли курсы английского языка в ЗКГУ им. М. Утемисова. Преподаватели казахско-турецкого лицея  провели языковые курсы для 60 учителей информатики городских и областных школ. В Западно-Казахстанском  индустриальном  колледже организованы  курсы английского языка для 42 преподавателей, проведенные управлением по развитию языков. Цель организации курсов – постепенный переход на преподавание отдельных дисциплин на английском языке в связи с внедрением новых образовательных программ. В новом учебном году планируется ведение предмета «Информатика» на английском языке по специальности «Механообработка, КИП и автоматика в промышленности». Со 2 по 24 июня текущего года при областной специализированной казахско-турецкой школе организована языковая школа на тему «Обеспечение доступности и качества полиязычного образования» (курсы обучения английского языка) с привлечением 500 учащихся 5-6 классов.  И это начало большой работы по подготовке к внедрению полиязычия в старших  классах, начиная с 2019-2020 учебного года. Впереди языковые курсы для учителей-предметников, онлайн-уроки и онлайн-консультации для педагогов и учащихся, педагогические стажировки в Назарбаев Интеллек­туальной школе г. Уральска, обобщение и  распространение лучшего опыта учителей казахско-турецкого лицея и так далее. Развитие государственного казахского языка, сохранение и развитие русского, осуществление политики полиязычного образования – задача важнейшая, но требующая времени, определенных действий,  труда. Решить эту задачу можно только сообща, усилием всех членов общества. Айгуль МЫНБАЕВА,

руководитель областного управления образования

от admin