ср, 23/08/2017 — 21:16
В новом учебном году в профессиональном техническом образовании получать специальность будут около 50 молодых людей с особыми образовательными потребностями. Сегодня независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить потребность в развитии и дает равные права в получении знаний.
Пять лет назад эту возможность мог дать только Уральский колледж информационных технологий восьми студентам. – Мы были первыми, поэтому особенно негде и не у кого было учиться, – рассказывает директор колледжа Александр Гладков. – В начале 2012 года был подписан меморандум о сотрудничестве в развитии инклюзивного образования в регионе между фондом «Ел барыс» и областным управлением образования. На базе нашего учебного заведения была набрана первая экспериментальная группа из восьми учащихся в возрасте от 18 до 30 лет с заболеванием опорно-двигательного аппарата: семь юношей и одна девушка. Эта группа стала одной из первых не только в Уральске, но и в республике. Для удобства ребят здесь выделили помещения на первом этаже, главный вход в здание был оборудован пандусом, а также сделан отдельный вход в класс, специально оборудованный для колясочников. В процессе обучения мы столкнулись с массой проблем. Большую помощь нам оказало ОО «Арба» в лице Гульмиры Батпакуловой. Два года назад мы выпустили первую группу техников-программистов вычислительной техники и программного обеспечения, помогли им трудоустроиться. Набрали новую группу, но уже на базе 9 классов. Параллельно стали готовить ребят с нарушением слуха и речи. Так как они не только не слышат, но и плохо говорят, то занятия по общеобразовательным и профессиональным предметам проводятся с участием сурдопереводчика. Затем набрали еще группу. И уже в этом году был второй выпуск. Часть из них трудоустроена по молодежной практике в областной филиал партии «Нұр Отан», ЦОН, казахское общество глухих, в газету «Будни Аксая» – в этих организациях имеются сурдопереводчики. 20 человек с ограниченными возможностями у нас получили специальность. В колледже к организации учебного процесса молодежи с ограниченными возможностями подошли серьезно. Педагоги разработали гибкий и актуальный подход к инклюзивному образованию. Руководство учебного заведения работает над поднятием профессионализма своих преподавателей в этой сфере. – Областное управление образования нам выделило необходимые средства на модернизацию оборудования и на переоборудование помещений, – продолжает Александр Германович. – Это дисплейный класс, оборудованный мультимедийным проектором, комната отдыха. Был сделан отдельный выход на улицу без пандуса, приобретен специализированный автомобиль. Мы привозим наших студентов на занятия и отвозим домой. К тому же, они получают стипендию. Для того чтобы ребятам было комфортно, мы стараемся сделать все возможное, прислушиваемся к их мнению. Сделали на первом этаже туалетную комнату, специально оборудованную. Ребята активно участвуют в жизни учебного заведения, заводят друзей, занимаются творчеством. – Проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели при обучении людей с ограниченными возможностями, решаемы, необходимо только прибегнуть к методу индивидуального подхода, – отметил директор колледжа. – Создать мотивирующий фактор программы всестороннего развития ребенка и адаптационную систему. А также толерантное отношение к ним здоровых учащихся. Необходимо только больше сосредоточенности и внимания к особенностям учеников. Для скорейшей адаптации в новом коллективе в штат колледжа был принят социальный работник. Алтынай Аймурзина – «глаза, руки и ноги» новых учеников. Это человек, который помогает им во всем, курирует ребят в вопросах быта, учебы. Нурхану Абухан, Айдосу Куанову, Акану Мулдашеву, Раниде Кереевой, Елдосу Ержан нравится приобретенная профессия. По их словам, программирование им по душе, узнаешь много нового. К тому же, они еще и призеры различных спортивных соревнований. Родители детей очень благодарны за такую возможность. Они так и говорят: у нас появилась надежда! Подобные группы по инклюзивному образованию открыли и в других учебных заведениях города. По словам руководителя отдела профессионального образования и подготовки кадров Гульжиян Жусупкалиевой, в Рубежинском колледже действует класс по специальности овощевод, специалистов по изготовлению художественных изделий из шерсти и кожи готовят в Уральском колледже сервиса и новых технологий, парикмахерскому искусству и швейному делу – в Уральском технологическом колледже «Сервис». Инклюзивным образованием охвачены не только колясочники и дети с нарушением слуха и речи, но и выпускники СОШ №15. Но есть проблема в ограничении набора. – Обычно мы набираем группу в 25 человек, а в спецгруппах должно обучаться от силы 10. Желающих получить специальность людей с ограниченными возможностями намного больше, – говорит Гульжиян Кайдаровна. – Молодые люди хотят учиться, а в учебные заведения их не берут. Есть необходимость в открытии новых групп, но для этого нужны дополнительные средства и главное – специалисты. К примеру, Рубежинский колледж с прошлого года занимается дополнительным образованием. В этом году его руководство запланировало провести набор желающих на специальность «сапожное дело», но пока еще не получило лицензию. В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные. Инклюзивное образование, прежде всего, подразумевает внедрение людей с ограниченными возможностями в здоровую среду. А пока получается, что они учатся отдельно в спецклассах или спецгруппах. К тому же, такие ребята не должны учиться по тем программам, по которым обучают в обычной школе. При этом отсутствуют учебно-методическое сопровождение и нормативно-правовая база. Целостное осмысление сложившейся образовательной ситуации приводит к необходимости поиска более эффективных путей интеграции людей с инвалидностью в общество. Остро стоит вопрос подготовки педагогических кадров, способных работать в новой системе. Сейчас в год выпускается до тысячи специалистов-дефектологов. Самым мощным учебным, методическим центром является Казахский национальный педагогический университет имени Абая. И главной задачей тех, кто займется на практике коррекционной педагогикой, является качество обучения. Ведь сегодня дети уже не те, что 10-20 лет назад: мир меняется, в нашу жизнь прочно вошли компьютер, новые средства связи.
У некоторых развитие системы инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения здоровых детей. Однако специалисты поясняют, что инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса.