чт, 14/07/2016 — 19:04
В пяти интституциональных реформах Плана нации Главы государства Н. Назарбаева четко оговорены пути развития идентичности и единства казахстанского общества, особое значение придается сохранению культурного наследия и развитию культурно-исторических кластеров в Казахстане. В этой связи актуализируется значение народного искусства, по сей день сохраняющего творческие традиции древности. О процессе развития народного искусства в нашей области мы беседуем с руководителем областного управления культуры, архивов и документации Даулеткереем Кусаиновым. – Даулеткерей Атауович, как Вы оценивате уровень развития народного искусства в Западно-Казахстанской области? – Веками формировавшееся народное традиционное искусство Казахстана является частью национального достояния нашего народа, и мы призваны бережно сохранять и приумножать все достижения предшествующих поколений и продолжать их прогрессивные традиции. За 25 лет нашей Независимости для возрождения и сохранения народного творчества в целом по республике и в нашей области сделано немало. Это находит реальное проявление в проведении различных фольклорных праздников и фестивалей, жанровых конкурсов, выставок народного искусства и смотров художественной самодеятельности. Вместе с тем эти мероприятия свидетельствуют о высоком уровне развития народного искусства нашей области. – Какая работа проводится для развития народного искусства в области? – Обращение к народным традициям, культуре актуально во все времена. В современном обществе жизнь вызывает у нас острую потребность приобщения к истокам народной культуры, поскольку искусство народных мастеров служит эстетическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Для развития искусства в нашем государстве сделано все необходимое. Примером является то, что по поручению Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева на постсоветском пространстве впервые была принята Стратегическая программа «Мәдени мұра», которой нет аналогов в мире. Была принята Концепция развития культурной политики. Ежегодно растет объем финансирования. Ведь незря великий Абай нам завещал в свое время: «Сөз түзелді, тыңдаушы, сен де түзел», что означает «Мой слушатель, видишь, очистилось слово, сумей и ты быть ему подстать». – Есть ли проблема нехватки кадров в пропаганде народного искусства в области? – Можно отметить в сфере искусства нашей области хорошо развитую сеть музыкальных школ, знаменитый музыкальный колледж имени Курмангазы и ЗКГУ имени М. Утемисова готовят прекрасных специалистов, которые востребованы в республике. Но наряду с этим в некоторых районах области по народному творчеству есть нехватка кадров, а именно домбристов, кобызистов, исполнителей терме. – По Вашему мнению, что нужно для того, чтобы приобщить детей к народному искусству уже с малых лет? – Необходимо проводить с детьми работу в данном направлении: от возрождения колыбельной «Бесік жыры», умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к лучшим образцам народного искусства. Дети – это наше продолжение. И если мы не сумели передать национальное наследие детям, то это означает печальный конец истории нации. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии гуманистических народных обычаев и традиций, забота о передаче накопленного опыта подрастающему поколению. Много ценных и интересных мыслей содержится в устном творчестве нашего народа, в котором говорится об уважении к родителям, о верности и справедливости, уважении к труду, заботливом отношении к старшим, патриотизме. В кратких изречениях народной мудрости, созданных много лет назад, заложены принципы народной педагогики. Поэтому необходимо тщательно изучать и использовать в работе с детьми традиции и обычаи народа. – Какое народне искусство пропагандируется на сегодняшний день? – Это, в первую очередь, мероприятия в честь знаменательных дат, проводятся международные, республиканские и региональные конкурсы и фестивали. Также вошло в традицию проведение фестивалей детского народного творчества «Балдаурен», творческой молодежи «Дала дарындары», военно-патриотической песни. Большой популярностью пользуются мушайра, айтыс акынов, которые служат выявлению новых имен и дарований, преемственности поколений в художественном творчестве. Интересно проходят повсеместно в клубных учреждениях конкурсы среди невесток и золовок «Сырымды саған айтам», конкурс джигитов «Пай, пай қазақтың жігіттері-ай», конкурс красавиц «Қыз сыны», среди старшего поколения «Қарттарым – қазынам», спортивные конкурсы «Папа, мама и я – спортивная семья», «Бозбала мен бойжеткен» и другие. – Мы богаты музыкальными национальными традициями. Однако все чаще приходится слышать, что современное народное искусство сильно уступает своим великим предшественникам. Каково Ваше мнение на этот счет? – Я не могу утверждать, что современное народное искусство уступает своим великим предшественникам. Акжаик является кладезем песенного и музыкального искусства. Абиш Кекильбаев не зря назвал нашу область «Веной казахской музыки». Здесь родились известные в республике и далеко за рубежом великие таланты традиционного жанра. И сегодняшние последователи традиционного жанра активно пропагандируют национальную культуру. В целях приумножения традиции и культуры, сохранения богатейшего национального наследия проводятся культурно-массовые мероприятия. Как я уже отметил, культработники организовывают большие мероприятия в честь знаменательных дат. В свою очередь наша область представляет своих лучших термеші, домбристов, жыршы на конкурсы, которые проходят в других областях и в столице Казахстана. Стоит отметить, что со всех конкурсов участники из нашей области возвращаются лауреатами, дипломантами и нередко завоевывают гран-при. – Известно, что произведения в жанре жыр, терме в прошлом – сказания, отображали жизнь и проблемы народа той эпохи. Какие темы затрагиваются в современных сказаниях? – Жыршы и термеші – это не только музыканты и артисты, они представляют собой своего рода глашатаев справедливости, хранителей истории, культуры и традиции народа. И стоит отметить, что современные исполнители стиля жырау и терме вносят неоценимый вклад в пропагандистско-просветительскую деятельность. Люди искусства всегда были носителями добра, идеи гуманизма, глашатаями чаяний народа. Такими они остаются всегда. Искусство жырау, терме, айтыс являются ценным достоянием народа. Для преемственности поколений, сохранения и приумножения творческих традиций был создан художественный совет. В области прошли культурные мероприятия, посвященные творческим деятелям Марабаю Кульжабайулы и Абубакиру Кердери, а также областной фестиваль «Жыр, терме – ұлттық қазынам», конкурс «Золотой голос», областной традиционный песенный конкурс «Толғайды тарих», региональный фестиваль исполнителей кюев «Күй ғұмыр». В честь юбилеев Мухита Мералиулы, Гарифуллы Курмангалиева, Каламкас Орашевой были проведены республиканские, региональные конкурсы, фестивали. Мелодии разных времен служили и продолжают служить народу, и только слова заменялись более новыми, соответствующими духу эпохи. Казахская народная песня сегодня преобразилась, можно сказать. Если раньше ее пели в сопровождении домбры, то теперь ее исполняют с симфоническим оркестром.
Как и народ, традиционное искусство обрело свободу и крепкие крылья. Народное искусство не устарело, не поблекло за давностью лет, наоборот, продолжает развиваться. И уже современные жыршы, термеши в своих произведениях прославляют современных героев народа, воспевают славную и тернистую дорогу Независимости страны.