Вс. Дек 4th, 2022

пн, 13/03/2017 — 21:36

Cегодня, в день көрісу, самыми первыми в дом  постучатся дети и внуки, родственники, друзья и соседи чтобы по древней казахской традиции поздороваться  и пожелать здоровья, процветания и благополучия. Сегодня 14 марта – Көрісу (в Мангистауской области его называют Амал мейрамы), который сохранился на западе Казахстана и в приграничных регионах с Россией. Это – один из особенных обычаев казахского народа, который является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы, уважения к старшим, заботы о ближних.

Празднование Наурыза в Казахстане начинается с 22 марта, в день равноденствия. Но в западный регион страны он приходит 14 марта. Казахи западного Казахстана до недавних времен использовали арабские названия месяцев. Это – Дәлу, Үт, Амал, Сәуір, Саратан, Зауза, Әсет, Сүмбіле, Мизан, Ақырап, Қауыс, Жеді. По древним расчетам, месяц начинался с 14 числа. Поэтому 14 марта считается началом третьего месяца Амал, т.е. весны. Обязательный атрибут праздника Амал – «көрісу», то есть рукопожатие. Люди приветствуют друг друга, желая добра, младшие идут в дом старших, просят благословения у аксакалов, накрывают дастарханы и пекут баурсаки. Как и когда появился «Көрісу»? Почему этот обычай не встречается в других регионах страны? Отчего произошло празднование Наурыза именно с этого дня? Пока в науке отечественной истории конкретных ответов на эти вопросы нет. Но есть разные гипотезы и предположения. То, что запад Казахстана отмечает Наурыз раньше других регионов, объясняется несколькими версиями. Ученый-археолог Андрей Астафьев считает, что Амал мейрамы пришел с востока, где обитают тувинцы и монголы. По легенде адайцев, они переселились в Мангистауский полуосторов именно с тех краев. Есть вероятность того, что они с собой принесли и монгольский календарь, согласно которому неделя состоит из 9 дней, а не 7. А сам календарь начинается  с 22 марта. По данному календарю четыре времени года  (весна-лето-осень-зима) делится на этапы, состоящие из 9 дней. Отрезок времени с 23 декабря, Дня зимнего равноденствия, по 14 марта, состоит из 9 недель. А с 14 марта земля начинает пробуждаться после зимней стужи, а деревья – распускать почки. В девятый день весны отмечался день равноденствия.   По некоторым имеющимся данным, 14 марта отмечался и в других регионах Казахстана как «Ұлыстың ұлы күні», что в переводе на русский означает «Великий день народа». Этнограф Серик Ергали пишет: «В казахской степи празднование Наурыза длилось месяц. Казахский поэт, мыслитель, историк, этнограф, востоковед Машхур Жусип Копеев в своих трудах подчеркнул, что встреча нового года и начало весны отмечали в течение 8 дней. По старому летоисчислению это время приходится на 1-8 марта, а по современному календарю – с 14 по 22 марта». Сын известного поэта Шакарима Ахат вспоминает: «14 марта – это по старинному календарю 1 марта. Отец говорил, что с сегодняшнего дня наступает Ұлыстың Ұлы күні – Новый год. Раньше он назывался Наурыз, что в переводе с персидского языка означает «новый день».   24 января 1918 года Совнарком принял Декрет о введении календаря Западной Европы в Стране Советов. Разница в двух календарях составляла 13 дней. Согласно вышеуказанному документу, старый календарь был закрыт 31 январем 1918 года, а следующий день начался с 14 февраля. Проанализировав приведенные сведения, некоторые ученые этот обычай связывают с турками из Южной Сибири, другая версия повествует о том, что смещение даты произошло с переходом на григорианский календарь. Некоторые коллеги приводят аргументы, связанные с географическими особенностями региона и бытом прадедов. В целом нет единого мнения о том, когда произошел обычай Көрісу. Поэтому его происхождение требует дальнейшего разностроннего исследования. Особо хочется подчеркнуть, что этот обычай не имеет ничего общего с религией и нельзя назвать его как Көрісу айт, так как «айт» – это религиозный праздник.

Усиление национального иммунитета, сохранение национальных обычаев и традиций, преемственность поколений является гарантом государственности нашего народа в эпоху глобализации. 

Жанабек Жаксыгалиев, доцент ЗКГУ им. М. Утемисова,

кандидат исторических наук

от admin