Пн. Дек 5th, 2022

С каждым годом в области отмечается рост количества пострадавших и погибших в результате несчастных случаев на производстве, что свидетельствует о недостаточности работы по профилактике производственного травматизма. Этой теме было посвящено заседание коллегии областной прокуратуры под председательством заместителя прокурора области Халидуллы Дауешова.

– В связи с участившимися случаями производственного травматизма и ростом уголовных дел данной категории, прокуратурой области обобщена судебно-следственная практика по уголовным делам по фактам нарушения правил охраны труда за истекший период текущего года, – отметил начальник 2-го управления облпрокуратуры Абзал Гилим. – Согласно сведениям областного управления инспекции труда за 8 месяцев в организациях и предприятиях области произошло 69 несчастных случаев, при которых пострадало 76 человек. В сравнении с прошлым годом число пострадавших на производстве увеличилось на 4%. При этом погибло 18 человек, 58 – получили увечья различной степени тяжести. Смертность и травматизм на производстве особенно распространены у частных работодателей: более 80% несчастных случаев приходится на предприятия частной формы собственности.  Анализ показал, что наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом произошло из-за неудовлетворительной организации труда, необеспечения техники безопасности, а также по неосторожности самих пострадавших. Специальные расследования несчастных случаев проводятся комиссией под председательством государственного инспектора труда, с участием работодателя и представителя пострадавшего работника. Инспектор труда при проведении специального расследования обязан обеспечить соблюдение принципов трудового законодательства, полноту и объективность расследования путем реализации предоставленных ему прав. Однако в ходе изучения специальных расследований несчастных случаев установлены вопиющие факты некачественного проведения расследования, неправильного определения степени вины работодателя и работника, приведшие в последующем к уводу от ответственности виновных лиц. В качестве примера выступающий привел случай, произошедший в Уральске 1 апреля, когда с высоты 6-го этажа строящегося 126-квартирного жилого дома по пр. Достык на землю упал строитель Шаяхметов, который от полученных травм скончался на месте.  Материалами уголовного дела достоверно установлено, что при проведении строительных работ предохранительный пояс не был выдан пострадавшему. Более того, подрядчиком строительства индивидуальным предпринимателем Ткалун Ю.В. для выполнения кирпичной кладки привлекались наемные рабочие без квалификационного разряда, медицинского освидетельствования, обучения и инструктирования. Несмотря на это, госинспектор труда Тлегенов в акте специального расследования не отразил указанные обстоятельства, возложив 50% ответственности на самого пострадавшего, 30% – на бригадира наемной бригады Кенжегалиева и только 20% – на работодателя. На основании данного заключения следственным отделом Абайского ОП уголовное дело было незаконно прекращено за отсутствием состава преступления. Ни одно лицо за этот вопиющий факт смерти на производстве не понесло даже административной ответственности.  Аналогично, ненадлежащим образом тем же госинспектором труда Тлегеновым проведено спецрасследование по факту смерти на производстве слесаря Кортунова. Согласно акту расследования несчастный случай с работником не связан с производством, так как он произошел в результате внезапного ухудшения здоровья пострадавшего, а именно причиной смерти явилась острая сердечная недостаточность. При этом комиссией не учтено, что Кортунов был допущен к работе без прохождения предварительного медицинского освидетельствования, который является обязательным. В результате работодатель остался безнаказанным. Госинспекторами труда также не принимаются меры по привлечению работодателей к предусмотренной законом административной ответственности за незаключение договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности работодателя, за причинение вреда жизнью и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, за несообщение в уполномоченный орган о несчастных случаях на производстве, а также допускаются нарушения сроков проведения специальных расследований, что, несомненно, негативным образом сказывается на качестве и объективности заключения инспекции труда и как следствие влечет утрату доказательств. Между тем, работники органов уголовного преследования недооценивают степень их опасности, в результате чего большинство уголовных дел прекращается. Органами полиции начато 75 досудебных расследований по фактам нарушения правил охраны труда по ст.156 УК, из которых более 70% прекращено со снятием с учета за отсутствием состава преступления. За последние 5 лет, с 2011 по 2014 годы, число преступлений по фактам получения травм на производстве возросло в 3 раза с 5 до 17. Уже за 8 месяцев текущего года эти показатели превысили статистику прошлого года – 22 против 17. По результатам досудебных расследований за отсутствием состава преступления прекращено 53 дела, 10 – прекращено за примирением сторон и лишь одно дело направлено в суд. Во всех случаях основанием для принятия решений о прекращении являлись заключения специального расследования инспекции труда о низком процентном соотношении вины работодателей, а также ввиду отказа пострадавших от разбирательств. Между тем, проверка показала, что качество, полнота и объективность расследования уголовных дел данной категории не отвечает предъявляемым требованиям. В деятельности следственных органов сложилась негативная практика дачи правовой оценки действиям работодателей лишь на основании актов специального расследования инспекции труда, которые в уголовном процессе являются лишь поводом к началу досудебного расследования и не должны предрешать судьбу уголовного дела. На коллегии прокуроры предложили поручить руководству ДВД области создать группу, которая специализировалась бы на расследовании уголовных дел, связанных с производственным травматизмом. Разработать методику расследования уголовных дел анализируемой категории и провести широкую работу по обучению личного состава. По каждому делу необходимо допрашивать и привлекать инспектора труда в качестве специалиста для дачи заключения о соответствии существующих условий труда нормам и требованиям техники безопасности труда при проведении различных видов работ, наличию причинно-следственной связи допущенных нарушений и последствий. По делам о получении тяжкого вреда здоровью или повлекшие смерть потерпевшего нужно обязательно назначать и проводить судебные экспертизы безопасности труда. В целях обеспечения достоверности статистических данных об уголовных правонарушениях, связанных с производственным травматизмом, необходимо исключить случаи необоснованной регистрации в ЕРДР заявлений и сообщений, не содержащих сведений о криминальном факте получения травм.  Областному управлению инспекции труда рекомендовано обеспечить проведение качественных специальных расследований несчастных случаев на производстве, исключив факты увода от ответственности работодателей; активизировать работу по профилактике производственного травматизма; исключить факты волокиты при рассмотрении сообщений по фактам производственного травматизма с тяжелыми последствиями; принять исчерпывающие меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности, в том числе работодателей за несообщение в уполномоченный орган о несчастных случаях или ином повреждении здоровья работников, связанных с трудовой деятельностью.

Наталия ПАВЛОВА

от admin