Чт. Апр 25th, 2024

Краевед, учитель истории и по совместительству завуч  Чаганской школы в Теректинском районе Самат  Муратов  много лет вместе с учениками занимается изучением истории края. Особое внимание в своей исследовательской работе он уделяет местностям, связанным с известными именами, событиями, а также древним могильным  сооружениям – кулпытасам. Много интересного он поведал об истории села Социализм, откуда сам он родом. 

Оказывается первоначальное название села   было Көк Мешіт – Синяя мечеть. Это село, по словам Самата  Сагиновича,  условно можно  разбить на несколько частей  с сохранившимися историческими названиями. Например, в 7 км от села Социализм существует малодворное  село Сатым, в 5 км – Шагатай, в 3-6 км некогда находились аулы, которые получили  названия по родовым объединениям: Култай, Жанбас, Жабагы;  по именам людей, чьи аулы  находились на данной территории: Кодар, Ниеткали, Алдияр, Сапар, Айбек. Ныне  в этих местах сохранились лишь древние кладбища с возвышающимися  кулпытасами. Самым старинным, сохранившимся селом в этой местности, считается нынешний Социализм. Как уже отмечалось выше,  оно именовалось тогда Көк Мешіт.  Название было дано из-за зеленоватого цвета  кровли здания.  По свидетельству старожилов, до 30-х годов прошлого века, имамом  всей округи был  Конар халпе. В округе он был известен своей  образованностью,  просветительской и духовной деятельностью.  Конар халпе доводился братом бабушке Самата  Муратова. В 30-х годах  имам был репрессирован и сослан вместе с семьей на остров Барсакельмес. Кстати, его потомки ныне живут в Кызылординской области.  Мечеть отдали под зерновой склад. Затем переоборудовали под помещение для скота. Со временем  оно  было разрушено, и на  его месте построили детский сад. А в известные годы, когда не стало детского учреждения, его преобразовали под жилой дом. Азаншы этой мечети, его имя уже никто не помнит,  по словам старожилов, похоронен во дворе мечети. Здесь же, гласит людская молва, в годы голодомора были похоронены останки двадцати детей. Тяжелая железная решетка на могильнике в лихие 90-ые годы была,  видимо, кем-то похищена и сдана на металлолом. Позже сельчане на этом месте сделали деревянное ограждение, но и оно было снесено. И лишь летом нынешнего года энтузиастами во главе с Саматом Муратовым  справедливость была  восстановлена. Здесь большой  материальный и ресурсный вклад внесла директор Чаганской школы Улмекен Муратова. Местность вокруг захоронения частично убрана, и на могильные захоронения вновь водрузили железную решетку. А во дворе теперь уже жилого дома  потомки Конар халпе поместили вот такую мемориальную плиту (на снимке). Көк мешіт вскоре был переименован. Когда начались годы коллективизации, со всех перечисленных близлежащих аулов стали сзывать сюда людей на жительство и организовали   колхоз Мамбетбай. С 1936-1941 годы здесь была школа-семилетка, а с 1946-1951 годы – четырехлетняя. С 1953-1957 годы она стала вновь семилетней. Уже  в наше время школа была  и средней, а сейчас преобразована в основную. Поддавшись велению времени, село было переименовано в первые годы советского строительства в село с неизвестным, новым названием Социализм. Взяв местного старожила Берика Сатаева,  наша экспедиция во главе с и.о. руководителя районного отдела внутренней политики Эльмирой Сисенбаевой выехала по местам древних захоронений  и некогда существовавших аулов. За селом, примерно в километре пути, расположилось сельское кладбище. Здесь имеются многочисленные и древние, и современные захоронения. Берик рассказывает, что как-то пригласили сюда знакомого турка и попросили прочитать надписи на кулпытасах. Гость был ошеломлен. По его словам, надписи свидетельствуют, что надгробные плиты относятся к VI веку, а под одной из плит захоронены сразу 20 человек. Сами камни, якобы  оговаривается в надписях, были привезены на волах из берегов Арала. Об этом явно свидетельствуют присутствующие на камнях морские ракушки. Здесь много захоронений: одни созданы в виде курганов, другие, напротив, имеют углубления  формы правильного прямоугольника. Безусловно, тут без специалистов не обойтись. Примерно в 5 километрах от села мы посетили другое древнее захоронение, именуемое в народе как Сармалайское. Территория огромная: с одной стороны бесконечная степь, с другой живописнейшая пойма реки Урал. Внизу под обрывом что-то внезапно сильно зашумело. Мне подумалось: река забурлила. Берик успокоил – это осина нас так приветствует, она, дескать, всегда гостей шумно  встречает.  И  правда, еще немного пошелестев, она резко успокоилась, а мы продолжили экспедицию. Здесь кулпытасы невысокие, имеют примерно одинаковую тамгу, видимо, принадлежавшую какому-то одному роду. Проехав еще  три-четыре километра от этого места, мы попали на могильники, именуемые Сапар. Здесь надгробные камни имеют разную высоту и конфигурацию. И совсем недалеко находится другое захоронение – Мантак. Самат Сагитович  сокрушается, что кулпытасы безжалостно разворовываются. Кто-то забирает и ставит у себя во дворе, чтобы похвастать перед другими, вот, мол, это кулпытас моих далеких предков, кто-то по недопониманию – для хозяйственных нужд. Находятся и  современные горе-знахари, которые, якобы, лечат  этими святыми камнями  доверчивых людей. Желает, чтобы  культовые сооружения как можно скорее были взяты под государственную охрану, ибо здесь неизученная богатая история края. В степных путешествиях Берик поведал, что в этих местах есть  озеро Баймурзы. По рассказам старейших, некий Баймурза бай, бежал от репрессии. Перегоняя свой многотысячный косяк  лошадей, остановился для отдыха именно в этих местах. В одну ночь лошади, отбиваясь от москитов, копытами пробили воду из-под земли. Образовалось озеро, которое и поныне носит имя этого бая. Легенды говорят, что если в лунную ночь прийти на его берег, то можно увидеть парящий над озером тарантас, запряженный тройкой  прекрасных лошадей. Вообще это место изобилует озерами и связанными с ними легендами: Отарбай, Егиз коз, Жылтыр кол.  В сторону, по побережью Урала, недалеко от села Социализм, в лесной зоне некогда находился Карааул. По преданию, сюда отвозили людей, заболевших тифом, холерой доживать свои последние дни.  Спустя годы  он стал казачьим кордоном и стал именоваться Караулом.  Это местечко и поныне так именуется. Конечно, в изучении истории этого края нет  глубоких научных исследований. Но есть факты — многочисленные кулпытасы, свидетельствующие, что много веков назад также жили, радовались, страдали далекие предки. Кто они? Это станет известно, когда  нашими учеными будут прочтены надписи на всех имеющихся древних  культовых  сооружениях местности. Надеюсь, что в будущем эта публикация станет фундаментом  для более глубоких исследований.  

 Нурзия СИСЕНБАЕВА

от admin