Ср. Ноя 30th, 2022

Хотите проектировать или строить? А может быть, вы уже действующая строительная компания и хотите организовать строительство домов за счет привлечения денег дольщиков? Или же вы эксперт, осуществляющий экспертную работу или оказывающий инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности? Тогда вам необходимо пройти аттестацию. Так или иначе, одним из ключевых звеньев, куда вы должны будете обратиться, является управление государственного архитектурно-строительного контроля. Сегодня мы говорим с руководителем данного ведомства Ахметом Губайдуллиным о непосредственной деятельности ведомства и разъясняем основные требования, предъявляемых к строителям. 

– Ахмет Наурызович, ваше ведомство в первую очередь отвечает за инспектирование и контроль строительства объектов. Можете ли вы приостановить или даже ликвидировать ту или иную стройку, если результаты проверок  показали  грубые нарушения?  – Инспектирование и контроль за строительством объектов осуществляется в форме проверок. При выявлении допущенных нарушений государственных нормативов и отклонений от утвержденных проектов или же проектных решений органы государственного архитектурно-строительного контроля и надзора принимают соответствующие  решения.  То есть мы можем выдать предписания  о запрещении применения строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, не соответствующих национальным стандартам и техническим условиям, об устранении заказчиком, застройщиком или подрядной строительно-монтажной организацией допущенных нарушений в установленные сроки, о приостановлении строительно-монтажных работ. На сегодня нами проведено 297 проверок, дополнительно по инициативе правоохранительных органов мы провели еще 33 проверки. По их результатам мы выдали 71 предписание, в том числе 26 – в отношении строящихся гособъектов, 45 – касательно частных объектов.   Кроме того, статьей 319 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» за незаконное строительство производственных, жилых, хозяйственных, гидротехнических (водохозяйственных) или бытовых объектов без соответствующего права на землю предусмотрена санкция в виде штрафа с принудительным сносом незаконно возведенного или возводимого строения. При этом протоколы об административном правонарушении составляются должностными лицами органов государственного архитектурно-строительного контроля, а решение о наложении штрафа и сносе незаконно возведенного или возводимого строения принимается судом. В целом, нашим управлением составлено 80 протоколов об административных нарушениях, наложено штрафов на сумму 8 млн.879 тысяч тенге, в том числе по 319 статье — 6 протоколов.  – Какие крупные нарушения выявлены вашими специалистами? Есть ли так называемый «черный список», в который попадают нерадивые строители? – При строительстве объектов в основном допускаются такие нарушения как отклонения от проектных решений, несоблюдение требований, предусмотренных строительными нормами, несоблюдение требований, предъявляемых к ведению исполнительной технической документации. В случае неисполнения строительными организациями договорных обязательств по строительству объектов по иску заказчика судебные органы принимают решения о признании строительной организации недобросовестным поставщиком работ и услуг. В таком случае ее вносят в реестр недобросовестных поставщиков работ и услуг. То есть в так называемый «черный список» не мы направляем, решение принимается в судебном порядке. При проведении госзакупок заказчики не вправе заключать договора с организациями, внесенными в реестр недобросовестных поставщиков работ и услуг. Мы же со своей стороны можем наложить штраф в первый раз, если же нарушение повторилось за определенный период – уже направляем в суд иск о лишении компании лицензии на проведение того или иного вида работ. Но у нас таких фактов мало, поскольку все строительные компании в основном – местные. Поэтому стараются сразу устранить то или иное нарушение.  – Могли бы привести статистику наших компаний по категориям. Насколько мне известно, есть определенные уровни, то есть категории, по которым выдается этот документ. И вообще, что дало введение новой системы лицензирования и категорийности?  – Законодательно введен институт деления лицензий на категории. Лицензия I категории дает возможность владельцу работать как генеральному подрядчику на объектах любой сложности. Лицензия II категории  дает возможность владельцу работать как генеральному подрядчику на объектах второго и третьего уровней ответственности, а также вести работы на объектах первого уровня ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда. Лицензия III категории дает возможность владельцу работать как генеральному подрядчику на объектах второго технически несложного и третьего уровней ответственности, а также проводить работы на объектах первого и второго уровней ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда. До введения категорийности лицензий любая компания, впервые получив лицензию, могла строить объект любой сложности. В настоящее время сначала можно получить лицензию III  категории и строить технически несложные объекты. Лицензию II  категории можно получить, имея опыт работы не менее 5 лет и построить (ввести в эксплуатацию) как минимум 5 объектов. Лицензию I  категории можно получить, имея опыт работы не менее 10 лет и построить (ввести в эксплуатацию) как минимум 10 объектов. Простыми словами «категорийность» закрыла доступ на строительный рынок компаниям – «однодневкам». Если говорить конкретно, то по строительно-монтажным работам в зависимости от категории за период с 2012 года прошли переоформление и получили лицензии следующее количество лицензиатов: I категории – 40, II  категории – 168, III  категории – 808 компаний. По проектной деятельности в зависимости от категории за период с 2012 года прошли переоформление и получили лицензии: I категории – 16, II категории – 34, III категории – 182 лецинзиата. Вышеуказанная статистика не отражает  реального количества лицензиатов (юридических и физических лиц), т.к. одна организация может иметь и I, II, III категорию лицензии, также много переоформлений, связанных со сменой юридического адреса, изменением наименования организации, разделения организаций.  Из вышеуказанной статистики с введением «категорийности» основное количество переоформлений прошло в 2012 году, так как этого требовало законодательство.  – Многие проектировщики считают важным, чтобы пакет проектно-сметной документации попал к хорошему эксперту, который не придирается к мелочам. Вы ведете рейтинговую оценку среди экспертов, как-то выявляете слабые звенья? – Согласно п.2 ст.64-9 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»  никто не вправе вмешиваться в работу экспертов или экспертных организаций в ходе приемки документации на экспертизу, рассмотрения проектов, подготовки и оформления экспертных заключений по ним, если иное не предусмотрено законами страны. Вместе с тем, выдача лицами, осуществляющими экспертизу проектов, положительного заключения экспертизы (экспертной оценки) на проектную (проектно-сметную) документацию, не соответствующего требованиям законодательства Республики Казахстан и не обеспечивающего устойчивость, надежность и прочность возводимых либо возведенных объектов, предусматривает административную ответственность в соответствии со ст.317 ч.2 КоАП РК. К примеру, если мы выявляем недостаток в работе экспертов по техническому надзору, которые вплотную отвечают за качество строительных работ, поскольку именно они прослеживают ход строительства с самого начала до финишной прямой, то мы привлекаем их к административной ответственности в размере 200 МРП с приостановлением действия аттестата на 6 месяцев. С начала года наложено штрафов на 4 экспертов в этой области. За соответствие выполненных строительно-монтажных работ проектной документации отвечает авторский надзор. В этом году мы уже двоим экспертам по авторскому надзору наложили штраф в размере около 200 МРП, это порядка 400 тысяч тенге каждый должен заплатить.  – Как часто наши эксперты, осуществляющие технический, авторский надзор и экспертные работы по проектам, должны проходить аттестацию. Насколько удачно они ее проходят? Наверняка, есть те, кто проваливает экзамен, основные причины таких провалов?  – Законодательно введен институт аттестации экспертов, осуществляющих инжиниринговые услуги и экспертные работы. Аттестация проводится в два этапа. Сначала проверяется, соответствуют ли документы заявителя квалификационным требованиям. Если он прошел первый этап, в дальнейшем он должен пройти тестирование.  Основной причиной отказа на первом этапе является отсутствие соответствующего образования и опыта работы. На втором этапе, соответственно, если не набрал необходимое количество правильных ответов.  Для 1 уровня ответственности заявитель должен набрать 90 правильных ответов из 100 вопросов. Для 2-3 уровней ответственности – это 70 правильных ответов из 100 вопросов.  Отметим, что с 2012 года по настоящее время к нам поступило 1584 заявления, из них 1149 допущено. Из 1149 допущенных 601 заявитель прошел тест и получил аттестат эксперта. Таким образом, по результатам наших аттестаций на сегодня экспертизу градостроительной, предпроектной и проектно-сметной документации могут проводить 53 эксперта, технический надзор – 491 эксперт, авторский надзор – 37 экспертов, техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений – 20 экспертов. – Какие изменения грядут в ближайшем будущем?   – Изменения грядут серьезные. И не только у нас, а в общем в строительной отрасли. Дело в том, что с 1 января 2016 года в Казахстане вступают  в силу изменения в законадательство об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности, согласно которым приемка и ввод объекта в эксплуатацию будет производиться заказчиком самостоятельно и при полной готовности объекта. Акты приемки объекта в эксплуатацию будут подписываться только заказчиком, подрядчиком, авторским и техническим надзором, то есть получается, что ни органы противопожарной службы, ни органы санитарно-эпидемиологического надзора и т.п., ни даже местные исполнительные органы не будут участвовать в процессе приемки построенных объектов в эксплуатацию, а значит и не будут нести ответственность за проблемы, возникшие с объектом в процессе его дальнейшей эксплуатации. Мы также  не будем прямо участвовать в процессе приемки, а только будем контролировать процесс строительства путем контроля лиц, осуществляющих технический надзор, а также реагировать на обращения сторон о нарушениях в ходе строительства. – Ахмет Наурызович, спасибо за интервью. 

Беседовала Альбина БАЙГУНАКОВА

от admin