Сб. Апр 27th, 2024

Несмотря на то, что Закон «О медиации» был принят в 2011 году, все же институт медиации в обществе еще не совсем популярен. Два года назад в Доме дружбы КГУ «Қоғамдық келісім» открылся кабинет медиации. Каким образом построена работа кабинета медиации, обращаются ли граждане со своими проблемами, конфликтами к медиатору, и для чего нужна медиация? Эти и другие вопросы были обсуждены на площадке Региональной службы коммуникаций.

Напомним, что медиация – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с участием третьей нейтральной стороны – медиатора (посредника) с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию. – Созданный кабинет медиации при областной Ассамблее народа Казахстана – это аналитический и стратегический центр, определяющий политику межэтнического согласия и стабильности в регионе. Целью его работы является информирование клиентов, регламентация их отношений с медиатором, определение условий медиации, фиксирование результатов медиативных соглашений. В контексте модернизации общественного сознания необходимо развивать институт медиации, делать акцент на дальнейшее развитие примирительных процедур и института досудебного урегулирования споров, – отметил руководитель КГУ «Қоғамдық келісім» Медхат Камбетов. За истекший период кабинетом медиации была проведена определенная работа по оснащению помещения необходимой методической литературой и техническими средствами, информационным стендом, где каждый желающий имеет возможность получить необходимую информацию, консультацию о медиации, работает общественная приемная. В кабинете установлен телефон доверия 24-42-32. Закон издан, многочисленные статьи о медиации в специализированных изданиях опубликованы, однако действенных мер по внедрению данного института в жизнь пока мало наблюдается. Нет еще достаточной информационной пропаганды применения медиации. К тому же, менталитет наших граждан, воспитанных в традициях восточного права, не позволяет воспринимать медиацию всерьез, большинство граждан не знают или просто не слышали о медиации. Процедура медиации не популярна у населения в отличие от западных стран. Мало кто прибегает к помощи независимых посредников, предпочитая судебное разбирательство. Между тем, специалисты в области права настаивают на том, чтобы по некоторым категориям дел процедуру медиации сделать обязательной. Медиация только тогда будет пользоваться популярностью и иметь успех, если она будет экономически выгодна сторонам. Правовая основа, регулирующая общественные отношения в сфере организации медиации, а также статус медиатора в Казахстане закреплены на законодательном уровне. Но как показала практика, не все нормы данного законодательства работают на должном уровне. К примеру, у нас в области не применяются многие виды медиации, которые могли бы разрешать спорные ситуации в различных сферах. Медиаторы действуют разобщенно, поскольку нет центра, координирующего их деятельность. В связи с этим, в апреле состоялся региональный форум медиаторов по инициативе областной Ассамблеи народа Казахстана и областного суда на тему «Эффективные методы развития медиации в Западно-Казахстанской области». Так как давно уже назрела необходимость собрать в единый союз профессиональных и непрофессиональных медиаторов. – Цель форума – объединить и упорядочить работу медиаторов была успешно достигнута. По итогам форума западноказахстанские медиаторы первые в республике создали Ассоциацию общественных медиаторов, координирующую деятельность непрофессиональных медиаторов, и Ассоциацию «Союз медиаторов Западно-Казахстанской области», объединившую учреждения профессиональных и общественных медиаторов в один координирующий орган для регулирования деятельности медиаторов на территории области, – сказала заведующая кабинетом медиации областной АНК, председатель Союза медиаторов ЗКО Алуа Рахишева. – Утвержден состав правления и наблюдательного Совета по осуществлению контроля над деятельностью Ассоциации. Помимо этого, областной Ассамблеей народа Казахстана и областным судом разработан план практических действий для дальнейшего эффективного развития института медиации в области. Для достижения 50% досудебного урегулирования споров и конфликтов через процедуру медиации, был также создан проект упрощенного доступа к медиаторам «Цифровизация медиации». Этот проект, инициированный Западно-Казахстанским областным судом, успешно апробирован, теперь планируется вывести его на новый уровень общего доступа для всех граждан, через электронный портал. Сервис предусматривает подачу онлайн-заявки медиатору, ее регистрацию и выдачу талона с уведомлением, содержащим данные медиатора и время приёма. По словам спикеров брифинга, несмотря на принимаемые меры, в области медиация используется очень слабо, и это несмотря на наличие Закона РК «О медиации», прошедших обучение медиаторов и открытие центров медиации во многих районных центрах. На сегодняшний день в кабинет медиации при областной АНК поступило за период текущего года 357 заявлений, из которых по 312 обращениям заключены медиативные соглашения. По области функционируют более 100 кабинетов медиации, пять Центров медиации, две Ассоциации медиаторов и два частных фонда по медиации. В них работают 44 профессиональных медиатора и 188 общественных медиаторов, которыми только в мае было разрешено 665 конфликтов путем медиативного соглашения, то есть разрешение спора было улажено в досудебном порядке. Необходимо проводить практическую и разъяснительную работу о пользе и эффективности медиации. Большое внимание уделять социальной рекламе, издавать рекламные видеоролики, буклеты, брошюры, книги, непосредственно касающиеся медиации, с тем, чтобы, попавшие в затруднительное положение люди знали и имели возможность разрешить возникшие конфликтные ситуации, не обращаясь в суд. Как известно, количество обращений граждан в судебную систему увеличивается из года в год. Люди идут в суд с любой мелочью, предпочитая изо всех сил отстаивать свои права в суде, чем вступать с обидчиком в конструктивный диалог. Поэтому медиатор должен не только быть юридически подкован, но и уметь психологически настроить человека на контакт, уметь убедить его решить конфликт мирным путем. Необходимо разъяснять гражданам, что медиация занимает гораздо меньше времени, чем судебный процесс, вступление решения в законную силу, исполнительное производство. В отличие от разрешения конфликтной ситуации в судебном порядке, при медиации скорость достижения результата зависит исключительно от конфликтующих сторон, а не от работы государственных органов. – Надеюсь, что медиация займет заслуженное место в системе разрешения споров в нашей области. Я являюсь общественным медиатором в с. Пугачево Бурлинского района. Начала работать сравнительно недавно, за этот период удалось уладить немалое число конфликтов между односельчанами путем убеждения и рассмотрения спора таким образом, чтобы окончательное решение устраивало все стороны конфликта. Свою работу я делаю совершенно бесплатно, – говорит общественный медиатор Майра Сильбаева.

Нельзя допустить, чтобы конфликты портили нам жизнь и отношения. Медиаторы говорят, что нужно превратить спор в двигатель нашего развития, в возможность профессионального и личностного прогресса. Ведь порой выходит и так, что после правильного разрешенного конфликта участники могут стать даже друзьями, так как на протяжении рассмотрения спора медиатор проговаривает все проблемные стороны спора, прибегая к конструктивному диалогу.

Жанна БАЛЫКОВА

от admin