Пт. Апр 19th, 2024

сб, 24/12/2016 — 18:56

Этические кодексы для государственных служащих существуют в большинстве современных государств. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие, независимо от занимаемой ими должности. В Казахстане в прошлом году утвержден новый «Кодекс этики государственных служащих». О работе проводимой, по внедрению новых этических правил на государственной службе в нашей области, в интервью рассказывает руководитель департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Западно-Казахстанской области, председатель Совета по этике Б. Исаков. 
 

– Булат Алмуханович, в этом году в Казахстане был введен новый «Этический кодекс государственных служащих». Расскажите о его основных положениях. –  За 25 лет Независимости наша страна прошла большой путь развития. На сегодняшний день Глава государства Н. Назарбаев поставил перед казахстанцами цель – войти в тридцатку развитых стран мира. Достижение поставленной цели в немалой степени зависит от профессиональной и эффективной работы государственного аппарата. Одним из направлений, проводимых в стране институциональных реформ, является  формирование профессионального государственного аппарата. Важным аспектом профессионализации аппарата является повышение престижа государственной службы и имиджа государственных служащих.  В этой связи, в рамках реализации 12-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» создана необходимая нормативная база для формирования этического облика госаппарата. В новом Законе «О государственной службе Республики Казахстан» вопросу этики посвящена отдельная глава, принят Этический кодекс, созданы Советы по этике при областных департаментах Агентства, в госорганах введены Уполномоченные по этике. На уровне Закона определены основные требования к государственным служащим по соблюдению служебной этики, введено понятие проступков, дискредитирующих государственную службу, а также обязанность по урегулированию конфликта интересов и антикоррупционному поведению.  Этический кодекс определяет стандарты поведения госслужащих в различных ситуациях – на работе, в отношениях с коллегами, подчиненными, руководителями, в свободное от работы время, а также при публичных выступлениях. Таким образом, стандарты поведения поднимаются на более качественный уровень, повышая ответственность государственных служащих. Кодекс этики призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей. Его суть в том, что у каждого государственного служащего должно быть высокое нравственное достоинство и моральная ответственность, а выполнять свою работу он обязан профессионально и честно. Кодекс также направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих. – Как Вы отметили, в Плане нации предусмотрено введение должности уполномоченного по вопросам этики. Что входит в обязанности, какова сфера деятельности такого специалиста?  – Этический кодекс не будет действенным, если не будет обеспечен контроль за его соблюдением. Одним из действенных механизмов контроля поведения государственных служащих является внедрение должности «Уполномоченного по этике». На данного специалиста возложена функция по мониторингу и контролю за соблюдением служебной этики государственными служащими. Это новый институт, который внедрен как в центральных государственных органах, так и на региональном уровне. Положением об Уполномоченном по этике определено, что за исключением правоохранительных и специальных государственных органов, Уполномоченный по этике вводится в центральных исполнительных и государственных органах, аппаратах акимов областей, городов республиканского значения.  Уполномоченный по этике – государственный служащий, который осуществляет деятельность по обеспечению соблюдения норм служебной этики и профилактики нарушений законодательства о государственной службе, противодействии коррупции и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан, а также консультирует государственных служащих и граждан в пределах своих функций.  Функция уполномоченного по этике возлагается на государственного служащего, снискавшего признание и уважение в коллективе. –  Чем же тогда отличается прежний Дисциплинарный совет от нынешнего Совета по этике?  – Главная особенность и отличие Совета по этике от упраздненных Дисциплинарных советов состоит в том, что приоритетом его деятельности является профилактика коррупции и нарушения этических норм. Советы рассматривают результаты анализа коррупционных рисков, антикоррупционного мониторинга и деятельности уполномоченных по этике при осуществлении мониторинга и контроля за соблюдением служебной этики, координируют работу дисциплинарных комиссий. Советы по этике осуществляют задачи по укреплению государственной дисциплины, неукоснительному соблюдению государственными служащими законодательства о государственной службе, служебной этики, и законодательства о противодействии коррупции, а также по выработке рекомендаций и предложений по вопросам координации деятельности уполномоченного по этике. Персональный состав Совета по этике в Западно-Казахстанской области состоит из девяти человек, приглашенных из числа представителей общественных объединений, неправительственных организаций, а также руководителей государственных органов. – Какую работу в текущем году провел Совет по этике в области? – В этом году Советом проведено 10 заседаний, на которых рассмотрено 68 вопросов, в том числе 50 дисциплинарных дел. По итогам рассмотрения дисциплинарных дел рекомендовано наложить дисциплинарные взыскания 31 должностному лицу, в том числе за совершение проступков, дискредитирующих госслужбу – 20, за нарушение требований Этического кодекса – 11. Также Советом рассмотрены 18 вопросов. Из них  4 – по итогам анализа коррупционных рисков, 8 – по результатам деятельности дискомиссий госорганов на основе итогов анализа дисциплинарной практики,  2 – по итогам работы государственных органов по профилактике нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции, 1 – по результатам деятельности уполномоченного по этике и другие. – Вы сказали, что в целях укрепления дисциплины и повышения ответственности государственных служащих, в государственных органах были созданы дисциплинарные комиссии. Какую работу проводят они? И кто контролирует их деятельность? –  На Дисциплинарных комиссиях государственных органов области было рассмотрено 154 материала в отношении государственных служащих, по результатам которых наложено 174 дисциплинарных взысканий.  Департамент в соответствии со своим Положением, по рассмотрению дисциплинарных дел административных государственных служащих, осуществляет функции координации работы дисциплинарных комиссий, созданных в государственных органах. Надо сказать, проведенный департаментом анализ показал, что дисциплинарными комиссиями государственных органов не всегда соблюдаются нормы законодательства о государственной службе, а так же Правил наложения дисциплинарных взысканий на государственных служащих, в части формирования дисциплинарной комиссии, проведения служебного расследования, оформления решения, а так же ознакомления с решением дисциплинарной комиссии и соблюдения сроков наложения взысканий. – В Кодексе есть понятие – стандарты поведения государственных служащих во внеслужебное время. Как должны себя вести госслужащие в нерабочее время? – Прежде всего, государственные служащие должны соблюдать общепринятые морально-этические нормы. В повседневной жизни они должны проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг. В современной государственной службе профессиональные требования к ее кадрам стал главным принципом. Каждый госслужащий должен помнить о том, что в глазах населения он олицетворяет собой государство. И через его профессиональные и личные качества оценивается работа всех государственных органов.  – Булат Алмуханович, сейчас в обществе обсуждают вопрос о запрете получения подарков государственными служащими. Насколько это правдиво? –  Хороший вопрос! Здесь главный принцип – никаких подарков на службе. Государственный служащий и лица, занимающие ответственные государственные должности, не могут ни под каким предлогом выпрашивать или принимать подарки, которые предлагаются ему в связи с занимаемой им должностью. Лица, получившие подарки в связи с должностным положением, публично или во время официальных мероприятий в течение семи календарных дней со дня получения подарка сдают его в территориальные подразделения Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК.  В соответствии со ст. 472 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» за неполную или несвоевременную передачу в уполномоченный орган имущества в виде подарков, если эти деяния не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административно-правовая ответственность. Также хотелось бы отметить, что не только государственные служащие за получение подарков, но и физические лица за предоставление незаконного материального вознаграждения государственным служащим будут привлечены к административной ответственности.

– Благодарим за беседу.

от admin