Ср. Апр 24th, 2024

Согласно одной из наиболее влиятельных социологических теорий – «концепции функционализма» – социальная интеграция, то есть ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе духовных ценностей. Эта система ценностей является самой устойчивой основой любого общества. 

Действительно, как показывает история, если в государстве есть прочная система фундаментальных ценностей, то ему не страшны самые сложные испытания. Народ, объединенный общей идеей, общими национально-государственными ценностями может победить в страшной войне, в сжатые сроки восстановить разрушенную этой войной экономику и сделать на удивление всему миру мощный рывок вперед. Но тогда, когда такого согласия нет, когда единая система ценностей еще не сложилась или распадается, даже, казалось бы, вполне благополучные страны могут столкнуться с серьезными проблемами, испытать резкое обострение всякого рода «социальных болезней»: распространение наркомании и алкоголизма, рост преступности, увеличение количества суицидов, экспансия экстремизма и т.д.  Очень важно и в тоже время весьма непросто сформировать и успешно поддерживать единую систему духовных ценностей в обществе, включающем в себя различные этнические, языковые и конфессиональные группы, поскольку каждой из этих групп присущ свой комплекс специфических ценностей. Тем более это важно, если в таком обществе проводятся системные реформы с целью его модернизации. Ведь успех данных реформ зависит от того, насколько их инициаторы сумеют мобилизовать различные социальные группы на их реализацию, а для этого необходимо эти группы эффективно консолидировать. Самую же прочную социальную консолидацию может обеспечить интеграция, достигнутая на ментальном уровне, интеграция, выстроенная вокруг общих духовных ценностей.  Именно таким обществом и является многонациональный и многоконфессиональный Казахстан, в котором запущена «третья волна» модернизационных реформ. Поэтому неслучайно Президент РК Н.А. Назарбаев, проводя свой сбалансированный политический курс, традиционно уделяет самое серьезное внимание его идеологическому обеспечению и, соответственно, положению дел в сфере духовных ценностей, активному целенаправленному воздействию на эту сферу. Глубокое понимание того, что успешная экономическая и политическая модернизация казахстанского социума невозможна без опережающей модернизации общественного сознания, продемонстрировано в концептуальной статье Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В данном программном документе представлено обоснование необходимости духовной (ментальной) модернизации, суть которой можно выразить одной фразой: «Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно». При этом модернизация сознания казахстанцев, по мнению Главы государства, должна не просто дополнить политическую и экономическую модернизацию, а выступить их сердцевиной. Предлагая свое видение системной модернизации страны, Президент РК делает важное замечание, отмечая, что главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени заключается в том, что они «переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учета их особенностей. Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое. Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода». «Но это не значит, – продолжает он свою мысль, – консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад». Действительно, новая казахстанская ментальность должна быть избавлена от проявлений таких мешающих развитию нашего общества рудиментов традиционности, как патернализм (ожидание того, что государство обеспечит все потребности граждан взамен на беспрекословное подчинение), трайбализм (преимущественное предоставление привилегий выходцам из одной родоплеменной группы, жуза), непотизм (предоставление привилегий родственникам или друзьям) и пр. Обновленному сознанию казахстанцев (особенно молодежи) должны быть также чужды и псевдосовременные принципы достижения и демонстрации жизненного успеха: «делать деньги из воздуха», «меньше работать – больше получать», «красиво жить не запретишь»… Соответственно, не должны рекламироваться и иметь широкое распространение в молодежной среде жизненные практики, характеризующиеся расточительностью, кичливостью, гламурностью и пр. Ключевыми качествами, определяющими в идеале облик современного гражданина Казахстана, по мнению Главы государства, должны стать конкурентоспособность, прагматизм, национальная казахстанская идентичность, культ знания, ориентация на эволюционное развитие и открытость сознания. Для наличия у той или иной личности этих качеств или стремлений их выработать необходимо обязательное присутствие в их сознании таких ценностей, как успех, рационализм, трудолюбие, честность, бережливость, здоровый образ жизни, образованность, патриотизм, эволюционизм, коммуникабельность, терпимость. Конечно, очень важно, чтобы эти ценности в свою очередь опирались на прочный фундамент из гуманистических нравственных ценностей. 

Внесение данных ценностей в сознание казахстанцев и их закрепление в нем, соответственно, успешное формирование у них качеств современной личности должно целенаправленно и высокотехнологично осуществляться, начиная с раннего этапа социализации. Естественно, на это требуется время, ресурсы и усилия. Но только так может быть реально обеспечено внутреннее стремление нашего общества к обновлению, его эффективное развитие, а значит, и наше будущее. 

от admin