Вт. Апр 23rd, 2024

В этом году отмечается 180 лет со дня рождения Чокана Валиханова, выдающегося казахского ученого, офицера, путешественника, исследователя истории и культуры народов Центральной Азии.

Чокан – выпускник  Омского кадетского корпуса. Учиться в этом сибирском кадетском корпусе считалось престижным, не случайно его называли «царскосельским лицеем» для азиатской части России. Из корпуса вышла целая плеяда видных ученых и общественных деятелей Сибири. В их числе и Чокан Валиханов. Свое образование он продолжил в 1860 годы в Санкт-Петербурге.  Знаменитый русский востоковед Николай Иванович Веселовский сказал о нем: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения потомок казахских ханов, в то же время офицер русской армии Чокан Чингизович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина лишила нас этих надежд…»  Еще в годы учебы в Сибирском кадетском корпусе он во время летних каникул начал писать заметки о жизни родного казахского народа, его обычаях. Валихановская манера путевых заметок интересна и ценна тем, что главное внимание ученый уделял человеку, жизни народа, его прошлому, настоящему, а также надеждам людей на будущее. Именно в дневниках ярко выразилась незаурядная личность путешественника – первого казаха, получившего блестящее европейское образование и воспринявшего передовые идеи своего времени. Мировоззрению Валиханова был присущ романтизм, который проявлялся и в его любви к народным преданиям: вместе со своим отцом Чокан увлеченно записывал степные сказания и песни, в том числе красивую поэму о любви Козы Корпеш и Баян Сулу. А в 1857 году, совершая поездку к алатауским кыргызам, чтобы ближе познакомиться с их жизнью и бытом, именно Валиханов впервые обратил внимание на кыргызскую поэму «Манас». Назвав поэму «степной Илиадой», Чокан сделал ее известной миру.  Оставленное им духовное наследие столь велико и значительно, что многие поколения будут черпать из него богатый опыт. Его труды важны не только с точки зрения науки, они выполняют и другую, не менее важную миссию: пробуждают и укрепляют гражданские начала, развивают национальное самосознание в неразрывной связи с интернациональным. Чокан  показал всему  миру свой народ не как экзотическое кочевое племя, а как общность людей, медленно, но верно выходящих на столбовую дорогу цивилизации. «Чокан оставался любящим свой народ, свое племя. В его мечтах было совместить европейское просвещение и сохранить свою народность», – писал Н.М. Ядринцев. Сегодня в Казахстане многое делается для сохранения духовных ценностей, культурного наследия нации. Невозможно даже представить, насколько бы обеднела наша история без Чокана. Для нас он всегда будет живой, настоящий и близкий. Галия САРКУЛОВА,

старший преподаватель ЗКАТУ имени Жангир хана

от admin