Сб. Апр 27th, 2024

Опубликовано daniyar вкл Tuesday, 29 September 2015

Закупка излишков продукции у населения и реализация ее на внутреннем рынке – чрезвычайно актуальное дело на сегодняшний день. Во-первых, организация гарантированного сбыта сельхозпродукции возрождает интерес селян к продуктивному содержанию личного подсобного хозяйства, будь то скотина, птица, огород или сад.  Во-вторых, это дает не только занятость сельского населения и обеспечение его доходами, но и насыщение нашего рынка недорогой, экологически чистой продукцией. 

Сбыт сельхозпродукции для сельчан всегда являлся весьма ощутимой прибавкой к семейному бюджету, а иногда и основным заработком. И когда на селе была развита заготовительная деятельность, благодаря которой сельчане не только производили, но и могли сдать ее, получив соответствующий их труду доход, каждая сельская семья старалась держать на подворье большое поголовье скота, выращивать овощи. Сегодня заготовительная деятельность в нашей области утратила прежние масштабы. Но сельчане не унывают, их продукция по-прежнему пользуется спросом. 

Молочные реки По сведениям областного управления сельского хозяйства, на сегодня в области официально работают только три предприятия, которые закупают молоко у населения. Это АО «Береке», ИП «Каверин» (г. Уральск) и ТОО «Жастык» (Зеленовский район). Есть, конечно, и множество мелких закупщиков, но сельчане им не очень-то доверяют, объясняя это тем, что частники могут обмануть на деньги. Вышеназванные предприятия работают с населением по индивидуальным договорам, которые обеспечивают гарантиями обе стороны. Крестьянину – получение прибыли, закупщику – качественный продукт.    Причем АО «Береке» и ИП «Каверин» единственные в области перерабатывающие предприятия, которые получают субсидии от государства на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки. Размер субсидии составляет 21 тенге за литр молока. Цены на молоко, которое предприятия закупают у населения, зависят от сезона. В среднем закупочная цена составляет  60-70 тенге за литр молока. Но работают эти предприятия не по всей области, поэтому сельчанам из отдаленных районов, где нет возможности заработать, приходится везти продукт в областной центр в переработанном виде, то есть маслом. И здесь уже отдавать перекупщикам по сильно заниженной цене. 

– Деваться людям некуда, деньги нужны – отдают почти за бесценок. Если себестоимость натурального сливочного масла 1600 тенге за килограмм, сельчан вынуждают сбивать цену до 600 тенге, – говорит и.о. заместителя руководителя облсельхозуправления Жасулан Халиуллин. 

Есть мясо  А вот с реализацией мяса у сельчан проблем почти не наблюдается, хотя каких-либо заготовительных предприятий по закупу мяса у населения в области нет. Те, кто занимается этим делом регулярно, специально откармливает скот на убой и продажу мяса крупными партиями, конечно, знают, куда и как выгоднее сбыть продукцию. Есть постоянные покупатели, перекупщики и так далее. Немного сложнее сельчанам, которые режут скот, чтобы хоть немного заработать на продаже мяса. Но и для них выход на рынок сбыта находится. Свежую свинину или говядину не обязательно куда-то везти на продажу, в селе мясо раскупят соседи. Но в данном случае рассчитывать на солидный доход крестьянину не приходится. Реализовывать продукт придется по ценам ниже рыночных.    Овчинка выделки не стоит Шерсть и шкуры животных в Уральске сейчас нигде не принимают, нет рынка сбыта.  В управлении сельского хозяйства отметили, что сфера переработки вторичного сырья – шкуры и шерсти животных,  которая некогда была так развита в нашем регионе, сегодня осталась вне поля зрения, как государства, так и бизнеса. И если шерсть еще можно продать, хотя и за бесценок, или использовать после обработки, то шкуры животных чаще всего отправляют на утиль.  – Когда работали крупные перерабатывающие предприятия в Жамбылской и Актюбинской областях, скупщиков у нас в области было много. Сейчас этих предприятий не существует, они закрылись, скупщики тоже исчезли. Пару лет назад был налажен сбыт шкур и шерсти животных в Россию, но сегодня и этот канал не работает, – говорит Жасулан Халиуллин. Казалось бы, в области, где работает предприятие по производству валяной обуви, технического войлока – ТОО «Аяз», проблем со сбытом шерсти быть не должно. Но, бывшее государственное валяльное предприятие было продано в частные руки, а с угасанием спроса на  продукцию, производство стало нерентабельным, частнику невыгодно работать в ущерб себе на полных мощностях. – Сейчас у нас работа сезонная, есть заказы – работаем, нет – простаиваем, – говорит заместитель директора ТОО «Аяз» Наригей Жангазиев. – В прошлом году, к примеру, мы начали работать уже в августе. Соответственно, стали принимать шерсть. Работали до февраля. В этом году уже сентябрь заканчивается, а заказов нет. Планируем начать работу в октябре, но сырье пока принимать не будем, остались запасы.

По мнению Н. Жангазиева, резкий спад спроса на продукцию такого типа связан с изменениями климата, когда зимой в слякоть валенки уже не актуальны. При этом из соседней России везут изделия и обувь из искусственных материалов, в которой может быть не так тепло, но зато она не промокает, да и стоит на порядок дешевле натуральных валенок.

На ярмарку И, конечно же, одним из важных выходов на рынок для сельхозтоваропроизводителей является сельскохозяйственная ярмарка. В этом году по области прошло 99 таких ярмарок, где всегда уйма покупателей.  По словам и.о. заместителя руководителя сельхозуправления Жасулана Халиуллина продукция, выставляемая на ярмарке, всегда пользуется большим спросом.  – Эти ярмарки, прежде всего, привлекательны тем, что сельчане могут реализовать излишки собственной сельхозпродукции без посредников, причем места им предоставляются бесплатно, а покупатели имеют возможность приобрести экологически чистый и качественный товар по низким ценам, – отметил 

Ж. Халиуллин.

от admin