Сб. Апр 20th, 2024

вт, 08/11/2016 — 19:18

В соответствии с законодательством Республики Казахстан образовательная деятельность юридических лиц подлежит лицензированию.  Необходимость закона о лицензировании образовательной деятельности продиктована юридической практикой. В этом проявляется забота государства о здоровье и безопасности учащихся, их праве на получение образования высокого качества и в целом на реализацию гражданских прав, установленных Конституцией. О лицензировании образовательной деятельности в интервью нашей газете рассказывает руководитель областного департамента по контролю в сфере образования С. Бахишева.  – Светлана Мендыгалиевна, лицензирование образовательной деятельности относится к государственным услугам. Что входит в сферу деятельности вашего департамента в этой части?  – Порядок подачи заявления, выдачи разрешений и (или) приложений к разрешению регулируется Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года №202-V ЗРК и Стандартом оказания данной государственной услуги. Согласно положению департаментом по контролю в сфере образования Западно-Казахстанской области (далее – департамент) в наши функции входит выдача лицензий и (или) приложений на право осуществления образовательной деятельности юридическим лицам: реализующим общеобразовательные программы начального, основного среднего, общего среднего образования; юридическим лицам, реализующим профессиональные программы технического и профессионального образования, в том числе по профессиям и специальностям; юридическим лицам, реализующим профессиональные программы послесреднего, в том числе по специальностям; а также, прием уведомлений о начале или прекращении осуществления деятельности в сфере дошкольного воспитания и обучения осуществляется уполномоченным органом в области образования. Последнее связано с тем, что деятельность организации образования, реализующей общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, осуществляется в уведомительном порядке в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях.  – Сколько на сегодня по области таких услуг оказано вашим департаментом? – За 10 месяцев 2016 года департаментом было оказано 137 государственных услуг, в том числе 87 заявлений от организаций технического и профессионального образования, 50 заявлений от общеобразовательных школ на выдачу лицензий на право ведения образовательной деятельности и переоформление. К сожалению, руководители организации образования еще не достаточно ответственно относятся к данным вопросам, зачастую их поручают техническим работникам, которые не владеют нормативами о квалификационных требованиях. Из-за этого большинство заявителей получают с первого раза отказ.  – По каким конкретным причинам дается отказ о выдаче? – Причинами для отказа в выдаче лицензии в основном являются: непредставление или ненадлежащее оформление документов, неполное предоставление необходимых документов, несоответствие качественного состава педагогов квалификационным требованиям, несоответствие рабочих учебных планов типовым учебным планам, несоблюдение требований стандарта по специальностям, несоответствие оснащенности оборудованием, отсутствие собственной учебно-материальной базы организаций технического и профессиональною образования и другие.  В переоформлении причинами для отказа лицензии и приложения к лицензии служат, в основном, неправильное указание подвидов деятельности и отсутствие оплаты лицензионного сбора. Нормативными основами в данной работе являются «Квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности, и перечень документов, подтверждающих соответствие им», утвержденные приказом министра    образования и науки   РК  от 17 июня 2015 года №391. – Как эти нормативы доводятся до организации образования? – Согласно Закону РК «О государственных услугах» от 15 апреля 2013 года №88-V госорганы, как услугодатели, обязаны предоставлять полную и достоверную информацию о порядке оказания государственных услуг услугополучателям в доступной форме. В этих целях департаментом ведется информационная работа на семинарах с руководителями организации образования, в СМИ, совместно с управлением образования проводятся совещания с заведующими городским и районными отделами образования и руководителями школ по вопросам оказания государственных услуг в организациях образования. Ежеквартально  анализируется  состояние выполнения нормативно-правовых актов в сфере образования и лицензирования деятельности организации образования. Регулярно информируются местные исполнительные органы по состоянию соответствия учредительных документов вновь открытых, реорганизованных, изменивших видов и подвидов деятельности. В них подробно указываются требования к лицензированию в соответствии с законодательствами РК. 

На нашем сайте http://www.zkocontrol-gov.kz размещены и постоянно обновляются все нормативы касательно сферы образования, в том числе стандарты и регламенты по оказанию госуслуг по лицензированию. 

– Расскажите подробнее об уведомительном порядке организации дошкольного воспитания и обучения. – Как известно, организации дошкольного воспитания и обучения не лицензируются, они отнесены к категории организаций, осуществляющи деятельность в уведомительном порядке. Это регламентируются как Законом РК «О разрешениях и уведомлениях», так и Законом РК «Об образовании». Так, например, согласно статье 57-1 деятельность организации образования, реализующей общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, осуществляется в уведомительном порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях. В связи с постоянным увеличением в последнее время количества частных мини-центров по данному вопросу ведется разъяснительная работа, обновляется база данных дошкольных организаций.   – Что Вы можете подсказать желающим открыть частные детские дошкольные организации по соблюдению нормативных документов? Какими документами они могут пользоваться для организации такой деятельности?  – Кроме вышеуказанных Законов, есть Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года №499 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей», где прописаны все требования к организации деятельности дошкольных организаций. Поэтому, перед открытием необходимо обратить внимание на пункты, где говорится о Порядке деятельности дошкольной организации. Например, в п.18. дошкольная организация создается учредителем и регистрируется в органах юстиции в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. После регистрации дошкольная организация образования уведомляет о начале деятельности, уполномоченный орган в области образования в соответствии с компетенцией по месту нахождения. П.18-1. При прекращении деятельности дошкольная организация образования уведомляет о прекращении деятельности, уполномоченный орган в области образования в соответствии с компетенцией по месту нахождения. П.18-2. Направление уведомлений о начале или прекращении деятельности осуществляется в электронной форме с использованием государственной информационной системы разрешений и уведомлений и государственного электронного реестра разрешений и уведомлений. В п.19 дошкольные организации разрабатывают на основе статьи 41 Закона «Об образовании» и настоящих Правил свой Устав. Несоблюдение типовых правил деятельности организаций образования влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года №235-V ЗРК «Об административных правонарушениях» согласно п.1 части 4 статьи 409.  – В нашей области встречаются факты таких нарушений? – Да, к примеру, в департамент поступило обращение в отношении частного детского сада «Айзере», который осуществлял свою деятельность без соответствующего уведомления. По итогам внеплановой проверки субъект малого предпринимательства привлечен к административной ответственности в размере 15-ти МРП.  Департаментом проводится работа по поступившему обращению в отношении еще одного частного дошкольного учреждения, осуществляющего свою деятельность без уведомления.  Помимо этого, дошкольным воспитанием и образованием занимаются мини-центры при средних школах, комплексы школа-сад, которые также обязаны уведомлять о начале и завершении своей деятельности. В заключение хочу сказать, что в дошкольных организациях очень важно соблюдение всех правил и нормативов, так как это связано с жизнью и здоровьем маленьких детей.

Если есть факты несоблюдения нормативов, или вопросы, связанные с ними, читатели могут обратиться в наш департамент по телефонам 51-05-28, 51-38-79 или на написать на наш блог  http://www.zkocontrol-gov.kz, или по электронному адресу: educontrol.zko@mail.ru. 

от admin