Пт. Апр 19th, 2024

Опубликовано daniyar вкл Tuesday, 8 December 2015

Уже в грядущем новом году западноказахстанцы будут обеспечены качественным автомобильным топливом собственного производства. Широкий ассортимент высокооктановых неэтилированных бензинов будет производиться в области в результате реализации значимого для нашей области проекта, включенного в Карту индустриализации страны, – строительство второй очереди малотоннажного завода по производству топлив экологического класса К5. Проект частично профинансирован Банком развития Казахстана.  Надо подчеркнуть, что данный финансовый институт является своего рода флагманом в сфере кредитования обрабатывающей промышленности и одним из ключевых операторов госпрограммы индустриализации страны. Если в рамках первой пятилетки индустриализации Банком развития Казахстана было принято решение о финансировании 32 проектов на сумму займов 1 344 миллиардов тенге, то при финансовой поддержке БРК завершено вводом в эксплуатацию 24 проектов на сумму займов 348 миллиардов тенге, создано более 8 500 рабочих мест. По состоянию на 1 ноября текущего года, на обслуживании Банка находилось 18 проектов, включенных в Карту индустриализации Казахстана, на общую сумму займов 850 миллиардов тенге.  В числе успешно реализованных с «нуля» проектов – капиталоемкий проект по строительству газотурбинной электростанции в нашей области – Уральской ГТЭС. Ее строительство позволило снизить энергодефицит в регионе, а также отказаться от импорта электричест­ва из соседней России. Ведь исторически так сложилось, что наша область обеспечивалась электроэнергией из этой страны, поскольку была фактически отделена от энергосистемы самого Казахстана.  – Наш регион импортировал электроэнергию от ЗАО «Интер РАО ЕЭС». С началом развития рыночной экономики в ЗКО были построены генерирующие мощности. Это 4 энергоблока по 42 МВт газотурбинной электростанции на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении и 20 МВт установка на городской ТЭЦ. Но, Карачанак построил электростанцию для собственных нужд и для ЗКО отдает лишь излишки. Поэтому получилось, что собственным производством обеспечены порядка 70% потребностей в электроэнергии, – пояснил председатель совета директоров промышленной группы “Гидромаш-Орион” Алиби Ахмеджанов. – Россияне дважды в год поднимали свои тарифы на электроэнергию с шагом примерно в 20%. Для решения вопроса энергонезависимости можно было реализовать два подхода. Первый – строительство высоковольтных ЛЭП до северной энергосистемы Казахстана, что очень затратно и при эксплуатации неэффективно, поскольку при передаче электроэнергии на большие расстояния значительная ее часть теряется. Второй путь – строительство дополнительных источников электроэнергии. Так появились предпосылки для реализации инвестиционного проекта «Строительство газотурбинной электростанции мощностью 54 МВт в г. Уральске».  За реализацию проекта взялась «Инвестиционная компания «Гидромаш-Орион». Как отмечает Алиби Хакимович, ставилась задача – уйти от недешевой российской электроэнергии, что на сегодня и удалось сделать. Для сравнения: в 2008 году, когда принималось решение о строительстве, стоимость 1 кВт/час, закупаемой в России, составляла 1,74 рубля, то есть 8,33 тенге. Региональная энергоснабжающая организация «Акжайыкэнергосауда» реализовывала 1кВт по 6,14 тг. После запуска ГТЭС в эксплуатацию импорт электроэнергии из России в ЗКО упал с 30 до 3-5%. ГТЭС стала вырабатывать порядка 26% потребляемой областью электроэнергии. Дополнительно обеспечиваются теплом районы Северо-восточной части г. Уральска. Как подчеркивает Алиби Хакимович, максимально станция может подать тепло для 50 тыс. кв. м. жилья. Уральская газотурбинная электростанция была успешно сдана в эксплуатацию в апреле 2011 года и работает по сей день, снабжая потребителей города электрической и тепловой энергией. Реализация такого стратегического проекта была бы, конечно, невозможна без поддержки государства. Тем более в те годы, когда финансовый сектор страны переживал кризис.  – В результате длительных переговоров 43 млн. долларов выделил Банк развития Казахстана, 28,4 млн. долларов представил КПО б.в. для строительства объектов инфраструктуры ГТЭС (электро и тепловые сети). Деньги выделялись КПО за счет средств, направляемых на реализацию социальных проектов ЗКО, – отметил Алиби Ахмеджанов. – Банк развития смог предложить реальные условия для реализации проекта – длинные и недорогие деньги, возможность отсрочки по выплате основного долга и вознаграждения, капитализацию вознаграждения, изменение условий финансирования в привязке к реальной ситуации. Это имеет очень большое значение для проектов «green field». Коммерческие банки не смогли бы вытянуть проект. Согласно программе развития электроэнергетики Казахстана данный проект относится к инфраструктурным. Он подпадал под приоритетность направлений финансирования БРК.  Еще одним шагом Казахстана на пути внедрения инновационных технологий в сфере переработки нефти, полностью отвечающих европейскому экологическому стандарту качества, является строительство в нашей области второй очереди малотоннажного завода для производства моторных топлив экологического класса К5. Этот проект также включен в республиканскую Карту индустриализации и реализуется АО «Конденсат». Строительство 2-ой очереди завода ведется как за счет собственных средств предприятия, так и с участием АО «Банк развития Казахстана». В мае 2015 года с данным финансовым институтом было подписано соответствующее соглашение о предоставлении кредита сроком на 6 лет. Общая стоимость строительства составляет около 200 млн. долларов США.  Как отметили в областном управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития, реализация данного проекта позволит АО «Конденсат» выпускать одному из первых в республике широкий ассортимент высокооктановых неэтилированных бензинов экологического класса К5, соответствующих мировым стандартам, в объеме более 200 тыс. тонн в год. Это удовлетворит в полном объеме потребности западного региона страны в высококачественном автомобильном топливе.  Как подчеркнул генеральный директор АО «Конденсат» Фарид Бахтиозин, качество автомобильного бензина, выпуск которого ожидается после реализации проекта, будет соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, что позволит обеспечить экологическую безопасность и конкурентоспособность продукции отечественного производства за счет соответствия ее высоким международным стандартам качества.  – Использование бензина экологических классов К-5 повысит КПД  двигателей, снизит расход топлива, улучшит эксплуатационные характеристики автомобилей. Данное топливо будет отличаться сверхнизким содержанием серы (не более 10 ррм) и бензола (объемной доли не более 1%). Учитывая, что бензин АИ-92 будет производиться без использования присадок, автомобили, работающие на нем, будут иметь высокую приемистость при наборе скорости, – отметил Фарид Наильевич. – Проектная мощность производства моторного топлива экологического класса К5 составит:  АИ-92 – 114 тыс. тонн и  АИ-95 – 86 тыс. тонн в год. Наша продукция будет реализовываться через существующие сети АЗС. Для обеспечения качества создается система  контроля от ворот завода до конечного потребителя. Также для услуг автомобилистам будут использоваться несколько фирменных автозаправочных станций, реализующих бензин только заводского качества. Это исключит спекуляции отдельных недобросовестных продавцов по смешиванию заводского бензина с некачественными сортами нефтепродуктов. В долгосрочных  перспективах  компании стоит вопрос создания собственной сети АЗС.  Основным рынком сбыта высококачественного автомобильного топлива определен западный регион Казахстана. Также рассматривается вопрос реализации продукции в  приграничные  районы Российской Федерации. Как подчеркнули в компании, в настоящее время строительство завода идет полным ходом. – В Аксае построены перевалочная база для сырья с железнодорожными путями, резервуарным парком, котельной, системой электроснабжения. Для отгрузки бензина завершается реконструкция существующей нефтебазы с устройством современных систем железнодорожного и автомобильного налива бензина, – рассказал директор проекта «Вторая очередь строительства МТУ для производства моторных топлив экологического класса 5» Александр Маючий. – На территории действующего завода смонтировано технологическое оборудование, изготовленное в США. Завершены работы по монтажу оборудования и устройству технологических эстакад. В настоящий момент ведется обвязка установленного оборудования, монтируются трубопроводы и сети электроснабжения. На строительной площадке построен резервуарный парк из пяти резервуаров объемом 2000 м3 каждый. Продолжается строительство необходимой инфраструктуры и общезаводского хозяйства. Это техническая лаборатория, паровые котельные, электроподстанция, система газоснабжения, азотная станция. Возведение этих объектов планируется завершить до конца текущего года. Поэтапные пуско-наладочные работы в полном объеме планируется провести в течение первого квартала 2016 года. Параллельно для увеличения выхода светлых нефтепродуктов, а также получения вакуумного газойля, ведется строительство секции вакуумной перегонки. Работы на данном объекте планируется завершить в середине 2016 года. 

Таким образом, уже в грядущем новом году западноказахстанцы будут обеспечены качественным автомобильным топливом собственного производства. И это достижение станет еще одним в копилке реализованных Банком развития успешных проектов. Отметим, что этот национальный институт делает главный акцент на развитие и модернизацию инфраструктурных и несырьевых секторов экономики страны. В числе приоритетных задач – совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, содействие в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.

В рамках Карты индустриализации по области реализуется 40 проектов на сумму 327,2 млрд.тенге с созданием 2264 постоянных рабочих мест. Из них в 1-ой пятилетке реализовано 32 инвестиционных проекта на сумму 257,9 млрд.тенге, создано 1890 рабочих мест. Во 2-ой пятилетке планируется ввод 8 проектов на общую сумму 69,3 млрд.тенге с созданием 374 рабочих мест. В том числе в 2015 году вводится 3 проекта общей стоимостью 21,5 млрд.тенге с созданием 115 рабочих мест.

от admin