Пт. Апр 26th, 2024

Опубликовано daniyar вкл Saturday, 23 July 2016

Научно-практический семинар на тему «Актуальные проблемы исследования эпиграфики арабской письменности в Казахстане» собрал в конференц-зале ТОО «Жайык Пресс» исследователей кулпытасов со всей области. Им представилась возможность напрямую пообщаться с ведущими учеными данной отрасли – профессором, заведующим  кафедрой религиоведения Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Аширбеком Муминовым и  руководителем проекта «Культурные памятники казахского народа – сохранение духовного наследия на основе эпиграфических памятников ЗКО», ведущим  научным  сотрудником  Алматинского Института востоковедения, кандидатом  исторических наук Айтжан Нурмановой.  Генеральный  директор медиахолдинга ТОО «Жайык Пресс» Жантас Сафуллин, открывая работу семинара, поблагодарил А. Муминова и А. Нурманову за участие в научно-практическом заседании, отметив, что для местных исследователей  кулпытасов  общение с учеными такого уровня подобно университетам.  Как известно, научная группа под руководством Айтжан Нурмановой  реализует в нашей области проект по исследованию эпиграфических памятников, рассчитанный на три года. В этом, втором году исследования группа при поддержке местных энтузиастов и исследователей из районов  провела работы на Ханском кладбище в Ханской ставке  на территории Бокейординского  района. Для местных исследователей  работа рядом с А. Муминовым и А. Нурмановой стала наглядным показателем истинно научной работы с эпиграфическими памятниками. Аширбек Муминов в своем выступлении на семинаре остановился на  разъяснении взаимосвязи эпиграфики в арабском алфавите  с казахскими кулпытасами. В слайдовой презентации были показаны  итоги исследований в разных регионах Казахстана и зарубежных стран. А. Муминов поблагодарил руководство медиахолдинга  за организацию подобного семинара и организацию исследовательской работы по изучению арабской надписей на кулпытасах  в регионе.  –  Исследования  эпиграфики арабской письменности начаты давно, в начале этой работы стоят французы, ими изданы книги в 1939 году в Каире, в которых  описаны памятники письменности в хронологическом порядке от первого года по Хиджре, с момента основания Исламской цивилизации. Особое внимание уделено арабскому миру, Ирану в частности, в 18-томной книге опубликовано много памятников исторического значения для мировой цивилизации.  До сих пор в научной среде считалось, что по богатству памятников арабской письменности превалирует Иран, но Центральная Азия, в частности Казахстан, нисколько не уступают, – отметил профессор Муминов. – Наш регион недостаточно исследован. В советский период это было невозможно проводить из-за идеологических факторов. Сейчас же пришло время заняться исследованием вплотную и повсеместно. По последним данным, только в Западно-Казахстанской области эпиграфических памятников арабской письменности насчитывается 50-60 тысяч. И это дает полное основание говорить о том, то в мировом научном масштабе исследование  исламской цивилизации является неполным, и наша задача собрать полные сведения посредством прочтения древних кулпытасов. По словам А. Муминова, необходимо участие в этой работе большого числа ученых, в первую  очередь, ведущих ученых, подключение  к ним местных ученых и энтузиастов. В этой связи профессор отметил большой всплеск исследовательской работы в нашей области, дающей хорошие результаты, за что он выразил большую благодарность. Он также подчеркнул, что при массовом проведении исследований не хватит и 200 томов книг-альманахов, чтобы описать все эпиграфические памятники с арабской письменностью.  Профессор Муминов разъяснил для чего в целом необходимо изучение казахских кулпытасов с арабской письменностью. Можно выделить четыре   основные  задачи. Первое –  кулпытасы  –  не просто знак места  погребения людей,  в первую очередь они выполняли функцию  источников  основ  общественной идеологии того времени.  Второе  и, может быть, главное значение кулпытасов – они были обозначением  государственной границы. Исследуя их,  можно понять до каких границ простирались владения казахов. Если бы в масштабах всей страны провести исследования и опубликовать итоги, проблема исторической  демаркации госграниц была бы решена в одночасье, историки и культурологи выполнили бы функцию МИДа.  Третье – они  источник информации для антропологов, историков, социологов, исследователей прикладного искусства, поэтому при описании памятников  должны даваться ответы на следующие вопросы: из какого материала сделан памятник, откуда он завезен, расшифровать надпись и дать ей лингвистическую оценку, узнать сведения, каким мастером и в каких мастерских он  выполнен, кем  нанесена надпись, все это важно. Четвертое – кулпытасы – подлинный источник исследования кочевой цивилизации, исследования колониального периода государства, изучения истории Казахского ханства. Профессор Муминов в рамках семинара внес предложение о создании Казахского научного общества по изучению эпиграфических памятников Казахстана, создать при нем Научный совет с привлечением видных ученых, вести реестр эпиграфических памятников на основе памятников ЗКО, поставить серьезный вопрос о сохранении  на госуровне эпиграфических памятников регионов, чтобы дать возможность вести исследования и передать эти уникальные  памятники последующим поколениям. Одна из весомых форм сохранения памятников – публикация научных работ по ним.  Ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р. Сулейменова, руководитель проекта «Культурные памятники казахского народа – сохранение духовного наследия  на основе эпиграфических памятников Западно-Казахстанской области» Айтжан Нурманова рассказала о предварительных итогах вышеназванного проекта за полтора года, а также подробно остановилась на результатах исследовательских работ по изучению кулпытасов на территории Бокейординского района.  – Первоначально исследователем Гулмару Мырзагалиевой, сотрудником Бокейординского музейного комплекса, было прочитано 113 памятников. Мы предполагали, что на Ханском кладбище можно найти еще порядка двухсот памятников. Однако в ходе десятидневной  экспедиции и проведения земляных работ было обнаружено и исследовано 526 кулпытасов.  Мы не думаем, что этим число кулпытасов  исчерпано, их намного  больше, – отметила Айтжан Нурманова.  –  Итоги работы значительные. Многие факты, которые здесь обнаруживаются, совершенно новые для мировой науки. Они обобщают наши представления об эволюции казахской государственности на территории Казахстана. Здесь обнаружены новые данные о казахской элите: руководителях государства, общественных деятелях, деятелях культуры. Изучая записи на этих памятниках, мы пришли к выводу,  что здесь на очень высоком уровне было конфессиональное, религиозное образование. У казахов было  очень много ученых, которые, получив образование в других регионах, основали учебные заведения на территории Западного Казахстана. Найденные кулпытасы позволяют сделать вывод, что здесь велась интенсивная подготовка кадров. Отечественные теологи, которые закончили эти учебные заведения, внесли свой вклад в развитие культуры региона. По словам руководителя проекта, изучение  Ханского комплекса обогатило ученых новыми терминами того времени. Наряду с самим ханом и членами его семьи здесь погребены очень много имамов, врачей, предпринимателей, педагогов,  ремесленников, мастеров по кулпытасам, художников по камню,  ахунов,  чиновников ханского времени. Все это дает представление о развитии ханской цивилизации. Как отметила Айтжан Шаймерденкызы, одно лишь перечисление имен и должностей заняло пять тетрадей. Она отметила, что прочитанные арабские надписи свидетельствуют о высоком уровне образованности мастеров того времени, заказчиков кулпытасов, что говорит о том, что казахи владели письменностью. Надписи на памятниках очень грамотные, суры написаны арабской графикой на арабском языке без ошибок. На памятниках можно встретить песни-оплакивания в стихотворной форме  на персидском и  шагатайском языках.  А. Нурманова предложила выработать единую унифицированную форму исследования кулпытасов, дополнить терминами и арабскими сурами выработанную Казбеком Куттымуратулы инструкцию  и предложить ее исследователям, чтобы все записи велись в единообразной и научной форме. Также ей было предложено  выработать единую форму опубликования памятников в печати, чтобы также унифицировать все публикации.   Айтжан Шаймерденкызы обратилась к местным энтузиастам продолжать начатую работу, вести работу по сохранению памятников и их историческому облику, ведь зачастую встречаются факты, когда на месте старого захоронения возводится новый мавзолей, при этом старый рушится, ломаются соседние кулпытасы.  О документальном значении эпиграфических памятников в изучении истории родного края поведали местные ученые-историки Жанабек Жаксыгалиев, Жанибек Исмурзин, Гульмару Мырзагалиева, Айболат Курумбаев. Доктор филологических наук, тюрколог Мурат Сабыр предложил рассмотреть на этих памятниках не только исторические значения, но и языковые особенности тех времен. На семинаре особое внимание было уделено работе исследователей эпиграфических памятников в районах. Напомним, ТОО «Жайык Пресс» инициировало изучение  кулпытасов по всей области, собрав под свое крыло энтузиастов и людей, искренне болеющих за это дело. На семинаре отчитались руководители рабочих групп  всех районов. Однако, как отметил Ж. Сафуллин, не везде работа ведется на должном уровне.  Примером образцовой работы можно назвать Каратобинский район, где благодаря стараниям  бывшего редактора районной газеты Нурлана Мендешова исследованы и описаны 466 кулпытасов. И работа продолжается.  Большой объем работы проведен в Жангалинском районе благодаря  истинному энтузиасту и радетелю имаму районной мечети  Муратбеку кажы Жахатову. Им прочитано и описано около 1000 кулпытасов. Муратбек кажы является первым помощником Казбека Куттымуратулы, который читает надписи, координирует эту работу. Есть подвижки в исследовательской работе в Акжаикском, Бурлинском, Таскалинском, Теректинском, Зеленовском районах, чего не скажешь о Сырымском, Жанибекском, Бокейординском, Казталовском районах.  К слову, в последнем районе  работа начата благодаря личной заинтересованности акима Караобинского сельского округа Нургали Дуйсекова, лично возглавляющего эту работу. Сельские исследователи кулпытасов, говоря о проблемах в своей работе, назвали заинтересованность местных властей   главной движущей силой. Поиск  древних надгробий предполагает организацию экспедиций, желательно многодневных, на которые требуются транспорт высокой проходимости и обеспечение ГСМ.  – Мы готовы ездить и описывать все памятники, была бы поддержка со стороны акиматов, – говорят исследователи.  – Мы понимаем значимость данной работы, проведенный семинар только укрепил нас в вере в необходимость  нашего дела. Благодарны ученым за подробное разъяснение методик проведения съемок и описания памятников. Будем стараться найти все памятники региона. Ведь сегодня было сказано Аширбеком Муминовым, что наш регион содержит  около 60 тысяч эпиграфических памятников – свидетелей и источников ценнейшей для новейшей истории государства информации. Будем стараться предоставить профессорам наши работы, чтобы сведения о кулпытасах Западно-Казахстанской области вошли в научный оборот.  Подводя итоги состоявшего семинара, Ж. Сафуллин внес предложение о создании казахского научного общества по изучению эпиграфических памятников,  о проведении расширенного Совета научного общества с приглашением исследователей и ученых из Актобе, Мангистау, Атырау и Кызылорды, а также налаживание тесной связи с казахскими сообществами в России для изучения эпиграфических памятников на территории РФ. Здесь же на семинаре была создана группа из десяти человек, которые возьмутся за регистрацию данного общества в органах  юстиции. Как отмечали исследователи кулпытасов из районов, теперь их работе будет придан общественный статус, работа будет поставлена на научную основу.  Аширбек МУМИНОВ, профессор, заведующий кафедрой религиоведения университета имени  Л.Н. Гумилева: – Считаю, первая особенность вашего региона состоит в том, что он слабо изучен. Мы здесь обнаружили три крупных комплекса – Жангир хана, Жанторе хана и университетский комплекс Маулимберди. Многие факты, которые здесь обнаруживаются, совершенно новые для мировой науки, можно сказать, что они сенсационны. Они обобщают наши представления об эволюции казахской государственности на территории Казахстана. Здесь обнаружены новые данные о казахской элите: руководителях  государства, общественных деятелях, деятелях культуры. Проект «Культурные памятники казахского народа – сохранение духовного наследия на основе эпиграфических памятников Западно-Казахстанской области», направленный на изучение кулпытасов на территории ЗКО, рассчитан на три года. Сейчас идет второй год. Все продвигается успешно. Мы получили хорошие результаты. Теперь в Алматы будем заниматься камеральной  обработкой всех собранных материалов и готовить книги к изданию. Будут изданы 3 книги-альбома  на трех языках по комплексам Жангир хана и Жанторе хана, также по университетскому комплексу Маулимберди.

На следующий, третий, год проекта, мы планируем исследовать оставшиеся три района области. За два года успели обойти 8 районов. Кроме экспедиции собираемся проводить обучающие семинары для молодых специалистов. Также будет вестись работа по составлению книги. Это очень сложная и скрупулезная работа, которая состоит из нескольких частей. Научная часть – здесь мы должны сравнить данные эпиграфики с данными архивов. Также мы должны провести опрос, то есть записать легенды о личностях, которые похоронены на этих кладбищах. Кроме этого, мы должны подготовить перевод набранного текста на казахский, русский и английский языки. Потому что наша задача — сделать доступными материалы для деятельности мировой науки. Поэтому книгу должны издать обязательно и на английском языке.

от admin