Сб. Апр 20th, 2024

вт, 19/04/2016 — 17:24

Большинство старшеклассников сегодня испытывают трудности в профессиональ­ном самоопределении, слабо ориентируются в профессиях, не имеют представления о требованиях к современному работнику. По мнению специалистов, это связано с тем, что в Казахстане не разработаны методики, и нет практики профессиональной ориентации старшеклассников. Об этом шла речь на совещании на тему «Профориентационная работа в школе – инвестиции в будущее», прошедшем в областном филиале Палаты предпринимателей с участием представителей организаций образования.  Выбор профессии необычайно важен для детей школьного возраста, ведь он определит их дальнейшую жизнь. Психологами доказано, что человек, осознанно выбрав профессию, отвечающую общественным и его личностным требованиям, приносит больше пользы экономике страны как рабочая единица и при этом растет как профессионал. Если выбор профессии сделан неверно, то возникают проблемы в трудоустройстве и в дальнейшем карьерном росте.  Как было отмечено в ходе совещания, профориентация  должна стать основным направлением работы в школах наряду с обучением и воспитанием.  – Для решения всех этих вопросов требуется наличие подготовленных современных психологов-профориентаторов и обучающие материалы, – отметила в своем выступлении руководитель отдела развития человеческого капитала Палаты предпринимателей Айгуль Абулкаирова. – В то же время в учебных заведениях не готовят специалистов профориентационного направления, нет преподавателей, методик, опыта работы в этом направлении. Национальная палата предпринимателей Казахстана, планирующая принять участие в реализации второй пятилетки ГПИИР,  уже сегодня поднимает проблему динамичного и поступательного роста  востребованных квалифицированных кадров на рынке труда. Этот тренд определяет всю стратегию в области подготовки  профессиональных кадров. Поэтому профориентационная работа должна быть общегосударственным вопросом, требующим программно-целевого подхода. Однако на сегодня в Казахстане ответственность за организацию профориентационной работы среди учащихся несет  лишь  Министерство образования и науки, а профориентационная работа  является должностной обязанностью заместителя директора организации образования по профильному обучению.  – Сегодня мы видим, что школа, единолично решая  задачу по профориентации молодежи,  сталкивается с такими  проблемами,  как отсутствие  сведений  о востребованных специальностях на рынке труда, нехватка информации работников школы о современных профессиях (специфике деятельности, возможностях для будущего трудоустройства специалиста), отсутствие специальной подготовки школьных психологов к проведению профориентационной работы, – подчеркнула Айгуль Куспановна. – В этой связи Национальной палатой предпринимателей РК инициирована  работа, направленная на  развитие человеческого капитала, в том числе и в сфере профориентации школьников.  В рамках данной работы Нацпалатой подписан  меморандумом о сотрудничестве в сфере развития профессионального  образования с Министерством образования и науки, Министерством труда и социальной защиты населения, а также разработана «Дорожная карта профориентационной работы на 2015-2017 годы». Во исполнение поставленных задач, Палатой предпринимателей  Западно-Казахстанской области совместно с областным управлением образования еще в прошлом году был составлен совместный План профориентационной работы.  – Согласно  данному Плану, в 2015 году в 30 школах области были открыты профориентационные кабинеты и организованы экскурсии на производственные  предприятия: АО «Зенит», ТОО «КазАрмопром», ТОО «Экспо-Сувенир», АО «ЗКМК», АО «Агрореммаш», АО «Кублей», АО «Желаевский ХПП» и другие. Кроме того, Палата предпринимателей в рамках совместной профориентационной работы, предоставляет в школы области информацию о востребованных специальностях на рынке труда, составляет и регулярно обновляет базу сведений о предприятиях города и области, – отметила руководитель отдела областного управления образования Светлана Темиргалиева. – Совместными усилиями был разработан цикл  классных часов  на  тему «Навыки осознанного выбора профессии» для  учащихся  8-11 классов. А службой профработы Назарбаев интеллектуальной школы  г. Уральска недавно издан сборник методических разработок по профориентационной работе под названием «Успешный выбор профессии».  Данное методическое пособие в ходе совещания презентовал консультант службы профориентационной работы НИШ Марат Иржанов. 

– Сборник содержит конкретные рекомендации по организации профориентационной работы в школах и раскрывает суть основных практических уроков на темы «Кем я хочу стать?», «Определение личных возможностей и склонностей к профессии», «Навыки организации учебного труда и планирования самообразования», «Как заработать деньги на обучение?». Издание готово к печати и распространению по школам области, – отметил М. Иржанов.

Ерген Шаманаев,  студент 3 курса Акжаикского аграрно-технического колледжа по специальности «Повар»: – Школьные каникулы часто проводил у своих родственников в райцентре Чапаево Акжаикского района, где мой брат и показал мне местный колледж. Мне очень понравилось красивое здание с несколькими корпусами и отличной технической базой. А главное, что меня привлекло в нем, что там есть специальность, о которой я давно мечтал. Вернувшись домой, в село Белес Зеленовского района сообщил родителям, что хочу учиться в Акжаикском аграрно-техническом колледже на повара. Поступив, ни разу не пожалел об этом. На І курсе в 2014 году, участвуя в областной научной конференции «Мир моей специальности», занял II место в номинации «Роль математики и физики в моей специальности». Это еще больше усилило интерес к моей будущей профессии. На теоретических занятиях познаешь, что специальность повара многогранна и необъятна, а на практических понимаешь, что это творчество и искусство. На третьем курсе в рамках дуального обучения мы получили возможность отрабатывать свое мастерство на предприятии и показать свои способности будущим работодателям. Таким образом, я уже получил несколько приглашений на работу. А в марте этого года мне довелось участвовать в региональном конкурсе поваров «WORLD SKILLS Kazakhstan». Заканчивая обучение в колледже, не хочу останавливаться на достигнутом, буду и дальше развивать свои навыки. Планирую со временем открыть свой ресторан. Считаю, что в такой сфере не должно быть дилетантов. Не нужно забывать, что «хороший повар равен доктору».  Вадим Хавалкин,  студент Акжаикского аграрно-технического колледжа по специальности «Строитель»:

– Много думал о своей будущей профессии, и пришел к выводу, что она должна быть полезной и практичной. Есть много профессий, которые сейчас в моде и о которых все мечтают. Например, экономист, юрист, журналист. Но модная профессия не всегда востребована. В будущем трудно найти работу вместе с сотнями таких же, как ты. Так что в выборе своей специальности я не оглядывался на моду и на рекламу. Хочу стать строителем. Профессия строителя — настоящая мужская профессия. Она очень интересна и требует высокой квалификации. Она ответственная и высокооплачиваемая, потому что очень востребована. Умелые строители были и будут необходимы всегда, потому что новые здания строить нужно. Старые дома разрушаются со временем. Даже для того, чтобы реконструировать старую постройку, нужна работа строителей: инженеров, прорабов, квалифицированных рабочих. Мне хотелось бы строить разные здания. Например, бизнес-центры или выставочные залы с суперсовременной архитектурой. Еще хотелось бы приложить руку к строительству удобных и просторных домов, квартир для людей. Мало придумать новые технологии, еще нужны люди, которые воплотят их в жизнь! И эти люди — строители. Я выбрал профессию строителя, потому что хочу видеть реальный результат своего труда. По окончании учебы планирую устроиться на работу в районные строительные организации.  

от admin