22.08.2018, 20:42
Просмотры: 453
Такие дети….

Такие дети….

Ребенка с нарушениями в поведении называют «трудным». Что может подтолкнуть его к совершению преступления и в чем причина детской агрессии и вызывающего поведения?

Полночные песни подростков под окнами, нецензурная брань в общественных местах, драки и вымогательства в учреждениях образования. А мы, взрослые, все чаще пытаемся пройти мимо, не вмешиваясь. Себе дороже…
Не так давно стала свидетелем того, как в автобусе кондуктор сделала замечание двум девочкам-подросткам, попросив уступить место женщине с детьми. Реакция была просто непредсказуемой – школьницы нахамили кондуктору и попутно высказались в адрес женщины: «Это не наши проблемы, сама нарожала, пусть стоя и едут». Что странно, никто из присутствовавших на тот момент в автобусе не захотел сделать замечания. Между пассажирами лишь пролетела фраза – «Такие сейчас дети».
Проявление агрессивного, вызывающего поведения подростков давно уже не вызывает удивления, это стало привычной нормой. Даже учителя сейчас боятся ругать детей, опасаясь их непредсказуемой реакции.
Этим летом общественность города всколыхнули не укладывающиеся в рамки здравого смысла угоны трех автомашин восьмилетним мальчиком, случай избиения подростка сверстниками в лагере «Кайсар».
Поделилась своим наблюдением Алия Маратова, преподаватель одной из школ города.
– С детьми сейчас сложно работать, боишься ранить детскую психику, могут истерику закатить и убежать, не говоря уже о том, что выматерить могут. Страшно лишнее слово сказать, столько случаев детского суицида бывало. По отношению друг к другу жестокие, циничные, иной раз такие поступки совершают, которые не поддаются логическому объяснению. Родители всегда и во всем учителей обвиняют, – сетует педагог.
Заместитель директора по воспитательной работе СОШ №17 Марат Зайнулиев проработал на должности социального педагога 9 лет.
– Мы должны анализировать кризисное поведение подростка не на стадии совершенных правонарушений и преступлений, когда уже поздно, а на этапе возникновения у него первичных форм асоциально направленной деятельности, которые проявляются ими в совершении мелкого хулиганства, грубости, хамства, порчи общественного имущества и других проступков. Чтобы своевременно распознать и скорректировать девиантное поведение ребенка, родителям необходимо обратить внимание на особенности его характера, уделять больше времени общению с ребенком, создать гармоничные внутрисемейные отношения, основанные на доверии. Необходимо избегать негативных социально-психологических воздействий, – дал совет соцпедагог.
На неокрепшую детскую психику во многом оказывает влияние массовое увлечение компьютерными играми. То же самое можно сказать и о просмотре фильмов ужасов, во время которого идет мощное негативное воздействие на мозг. У ребенка еще четко не сформировано представление виртуального мира, зачастую происходит стирание граней реальности, он воспринимает происходящие события на экране ТВ или компьютера как реальные. В компьютерных играх ребенок может делать то, что в реальности невозможно, безнаказанно избить кого-то, угнать машину – отсюда и рост детской преступности и жестокости. Они просто делают то, что видят, не осознавая последствий и социальных норм.
По словам детского психиатра областного центра психического здоровья А. Гайсагалиевой, спровоцировать девиантное поведение детей и подростков может целый ряд факторов и причин.
– В их числе неустойчивость психики, завышенная или заниженная самооценка, неуверенность в себе, проблемы в коммуникативной сфере, проблемы с социализацией в кругу сверстников, тяга к подражанию, включенность в молодежные субкультуры, неблагополучие семьи, зависимость родителей от алкоголя, отягощенная наследственность, низкий уровень культуры родителей и низкий уровень жизни семьи. Чаще всего проблемы девиации детей проявляются в неблагополучных и неполных семьях. У подростков начинает проявляться асоциальное поведение – хулиганские выходки, грубость, агрессия, побеги из дома, конфликтность, демонстративное поведение. Нужно вовремя обратить внимание на отклонения в поведении ребенка и принять необходимые меры для коррекции. Стоит учесть, что если игнорировать развитие девиации в раннем подростковом возрасте, то дальше ситуация может осложниться. Первостепенная задача родителей и педагогов – правильно направить ребенка в нужное русло, чтобы он нашел рациональный выход своей энергии. Это предотвратит развитие девиантных отклонений. Чрезвычайно важно подкреплять это хорошими семейными отношениями. Возможно, понадобится индивидуальная или семейная психокоррекция. Также родителям очень строго нужно следить за досугом детей, не допускать чрезмерного увлечения компьютерными играми и просмотром фильмов или телепередач, где демонстрируются сцены насилия и жестокости, – отметила психиатр.
Чаще всего демонстративным поведением ребенок пытается обратить на себя внимание взрослых. Суть проблемы в том, что с детьми мало занимаются, в итоге они чувствуют себя ненужными. В некоторых случаях ребенок может просто замкнуться в себе. Когда подросток взрослеет, он замыкается еще больше, и впустить кого-то в свой внутренний мир становится труднее. Человеку, который так себя чувствовал в детстве, очень трудно найти свое место в жизни. Возникает проблема социальной дезадаптации.
– В случаях, когда у ребенка наблюдаются признаки асоциального поведения, такие как уклонение от учебы, употребление алкоголя, токсических или наркотических веществ, совершение мелких правонарушений, мы ставим таких подростков на учет, проводим с ними профилактическую работу, – говорит инспектор ОЮП МПС г. Уральска капитан полиции С. Карасаева. – Если в течение года ситуация меняется, молодой человек исправляется, его снимают с учета. Если же наблюдается стойкое отклонение в поведении, то по решению суда таких детей направляют в специализированные коррекционные школы для подростков с девиантным поведением. По каждому правонарушению, совершенному лицом, не достигшим 18 лет, проводится анализ причин, подтолкнувших его к противоправному деянию. Первостепенная причина – это бесконтрольность со стороны родителей, отсутствие достаточного внимания к правильному воспитанию детей. Чаще всего правонарушения совершают студенты колледжей, которые приезжают из поселков. При отсутствии средств и надзора со стороны родителей, они совершают грабежи и кражи, в основном, это сотовые телефоны. Чаще всего это отчисленные из учебных заведений молодые люди. Назад в район они возвращаться не хотят, а в городе на работу устроиться не могут, вот и идут на преступления.
При недостаточной профилактике ранней девиации проблемное поведение может перейти и во взрослую жизнь. И таких примеров немало. Отсюда и устойчивый криминогенный образ жизни, при котором подростки, а далее и молодые люди начинают жить «по понятиям», то есть морально-нравственные устои общества заменяются ложными авторитетами. Бывает, что внешне благополучные, не нарушающие закон молодые люди, испытывают проблемы в социуме, не могут устроиться на работу, создать семью, найти свое место в жизни. Это все проблемы психологического характера, упущенные в раннем возрасте.
«Трудный» ребенок – это не просто ребенок со сложным поведением, с которым тяжело взрослым. Это ребенок, которому самому трудно.

Евгения МАКСИМОВА

Общество

Другие статьи

В связи с переводом данного варианта сайта Западно-Казахстанской областной общественно-политической газеты "Приуралье" в архив, узнавать о текущих новостях вы сможете на сайте zhaikpress.kz