7.03.2018, 19:22
Просмотры: 840
Парадигма непрерывного образования

Парадигма непрерывного образования

В среднем образовании начат переход на обновленное содержание, который будет завершен в 2021 году. Потребуется пересмотреть подходы к обучению и росту квалификации педагогов.

Н. НАЗАРБАЕВ,
Президент Республики Казахстан,
Послание «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего учителя на современном этапе очевидна для всех. От учителя зависит, насколько интересным, насыщенным будет учебный процесс. Как сегодня осуществляется подготовка учителей в условиях обновленного содержания? Какими качествами должен обладать современный учитель, – рассказывает директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПКПК ЗКО» Софья Измуханбетова.

– Ежегодно Глава государства Нурсултан Назарбаев, обращаясь к казахстанцам с Посланием, подчеркивает значительную роль улучшения системы образования. Наша цель заключается в том, чтобы образование стало центральным звеном новой модели экономического роста. Стране нужны специалисты, владеющие знаниями о цифровых технологиях, финансовой грамотности, а главное, чтобы они являлись патриотами своего государства. И задачи, поставленные перед казахстанским народом возможно решить. Они реализуемы. Современный учитель – это не только и не столько мастер, способный учить находить нужные знания в системе современных наук, сколько еще и мастер самообразования – познавательной деятельности, управляемой самой личностью.
В условиях обновления содержания среднего образования к профессиональной компетентности педагога предъявляются качественно новые требования. Учитель становится ключевой фигурой осуществления изменений. От уровня понимания им основных идей происходящих инновационных процессов, от его готовности осуществлять эти изменения зависит эффективность обновления содержания казахстанской школы. В данной ситуации возрастает мера ответственности самого педагога и системы повышения квалификации.
Чтобы заслужить любовь и доверие своих учеников и научить их новому, учитель должен быть профессиональным педагогом.
– Как осуществляется переподготовка и повышение квалификации педагогов с учетом нового содержания образования, новых подходов к обучению и методике преподавания?
– К качественным изменениям в деятельности АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» можно отнести: обучение профессорско-преподавательского состава филиалов на курсах повышения квалификации у педагогов международного класса для внедрения новых программ ПК и нового статуса педагога – «тренер»; нового формата курсов повышения квалификации по программе уровневых курсов, включающих обучение в аудитории «face-to-face» и внеаудитории «оnline»; реализация программ повышения квалификации педагогических кадров по новым учебным предметам, соответствующих обновленному содержанию образования в Республике Казахстан; внедрение Национального портала системы повышения квалификации – первого образовательного проекта для педагогов республики через обучение в формате «Blended learning».
С 2016 года в филиалах «Өрлеу» проводится обучение учителей по программе повышения квалификации в рамках обновления содержания среднего образования. В течение двух лет в нашем филиале было обучено и сертифицировано 4055 учителей школ области. В этом году запланировано обучение 1817 педагогов. Программа курса ориентирована на совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрения новой системы оценивания. Учитывая международные тенденции и отечественный опыт в образовании на курсах, учителя обучаются использованию педагогических подходов и учебных материалов в соответствии с обновленной учебной программой, овладевают навыками применения стратегий активного обучения, изучают сущность критериального оценивания, учатся планировать уроки с учетом потребностей учащихся, используют методы организации взаимообучения, обучения педагогической рефлексии и эффективные формы обратной связи.
Повышение квалификации педагогов с учетом обновленного содержания образования, новых подходов к обучению и методике преподавания становится объективной предпосылкой иного осмысления профессионального педагогического образования и педагогической деятельности учителя. В связи с этим курсы по обновленному содержанию образования способствуют организации методической деятельности педагогов по дальнейшему совершенствованию своего педагогического потенциала, моделированию, прогнозированию и внедрению эффективной методики преподавания в образовательную практику.
– Какую профессиональную поддержку институт повышения квалификации оказывает учителям школ области в рамках обновления содержания образования?
– Методическая поддержка педагогов области осуществляется на основе законодательных и нормативных документов образования. Профессорско-преподавательский состав филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПКПК ЗКО» в ходе профессиональной поддержки учителей школ области в рамках обновления содержания образования и внедрения критериального оценивания проводит наблюдение уроков учителей, окончивших курсы, мастер-классы, обучающие семинары, тренинги, круглые столы, а также практикумы, форумы, дискуссии, проблемные лекции, рецензирование научных проектов и другие реали педагогического опыта. Данные работы по методической поддержке учителей-практиков способствуют личностно-профессиональному развитию педагогов и направлены на решение проблем обновления содержания, методов и форм обучения подрастающего поколения.
В деятельности филиала «Өрлеу» по профессиональному развитию педагогов большое внимание уделяется интеграции содержания аудиторных занятий с межкурсовыми мероприятиями посредством проведения международных, республиканских, областных конференций, семинаров и вебинаров, конкурсов профессионального мастерства. Так, для повышения статуса педагога, мотивации к профессиональной самореализации, выявления и распространения значимого опыта педагогов области филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПКПК ЗКО» с 2013 года проводятся областные конкурсы «Лучший контент урока», «Панорамный урок», «Лучшая сельская школа», «Цифровой формат сельской школы», «SMART-педагог». Также на сайте филиала zkoipk.kz разработана платформа «План урока», где учителя могут разместить и поделиться своими разработками уроков (краткосрочных планов) по всем школьным предметам.
Кроме этого с целью улучшить изучение математики в средних общеобразовательных школах Республики Казахстан разработан проект «Учебник математики», где собрана информация в цифровом формате обо всех учебниках, изданных для 1-11 классов общеобразовательных школ с 1902 по 2015 годы. В соответствии с проектом в институте оборудован кабинет «Учебник математики», где находятся все учебники по математике для 1-11 классов общеобразовательных школ. Основную форму работы по проекту и первые результаты можно увидеть на сайте филиала по ссылке: http://zkoipk.kz/kz/math-textbook-project.html
– Какие инновационные идеи, программы внедряются в ходе подготовки учителей?
– За пятилетний опыт деятельности АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» можно наблюдать успешную адаптацию системы повышения квалификации к новой социально-экономической среде, основанной на новом централизованном корпоративном управлении, внедрении методологии и трансляции мирового и казахстанского опыта: успешная реализация ИКТ-политики через автоматизацию работы сайтов филиалов Центра с целью быстрого обмена информацией, оперативного и качественного ведения профессиональной деятельности; внедрение Национального портала системы повышения квалификации – первого образовательного проекта для педагогов республики через обучение в формате «Blended learning»; в организации курсовых и межкурсовых мероприятий используются ИКТ-технологии посредством Smart техники и Интернета для ведения образовательной деятельности на основе облачных сервисов и инновационных решений; установление обратной связи со слушателями с целью посткурсовой поддержки через создание сетевого сообщества педагогов на областном и республиканском уровнях для решения профессиональных проблем, обмена опытом, продуктивного сотрудничества; онлайн-консультаций; организации и проведения интернет-конференций, онлайн-конференций и семинаров, вебинаров, мастер-классов, посещение уроков и методическая помощь.
В программу краткосрочных курсов повышения квалификации включены такие темы как использование Smart-устройств в обучении, информационно-коммуникационные технологии Smart школы, формирование информационно-коммуникационной компетентности педагога при разработке цифрового образовательного контента, роль SMART техник при формировании функциональной грамотности школьников, веб-сервисы Prezi, Padlet и Realtimeboard, QR-коды как средство трансляции учебно-методической информации в учебном процессе.
– Что можете в целом сказать об уровне профессиональной подготовки учителей школ города и районов?
– Внедрение инновационных методов, решений и инструментов в систему повышения квалификации педагогов мотивирует учителей на применение инновационных идей у себя на практике. Сейчас на любом уроке можно увидеть активные методы и формы обучения. Наряду с учителями города и районные учителя активно участвуют в областных и республиканских мероприятиях, повысилось проведение семинаров и мастер-классов учителями сельских школ, где они делятся своим опытом преподавания. Педагоги, повышая уровень своих знаний и овладевая новыми умениями не только по мере изменения содержания учебной программы, но и по мере появления новых технологий, могут продемонстрировать учащимся эффективные возможности использования ИКТ технологий, так как это является приоритетным направлением развития нашего общества.
Глава государства в своем Послании народу Казахстана определил основные задачи образования: «В Интернете необходимо размещать видеоуроки и видеолекции от лучших преподавателей средних школ, колледжей и вузов. Это позволит всем казахстанцам, в том числе в отдаленных населенных пунктах, получить доступ к лучшим знаниям и компетенциям». Хотелось бы отметить, что в рамках исполнения поручений Призидента на базе нашего института уже размещаются видеоуроки и видеолекции от лучших педагогов средних школ области. За пятилетний период организации областного конкурса «Лучший контент урока» 633 педагога области имели возможность распространить свою практику и разместить видеоуроки на сайте Сoogle. Из всех участников 37 педагогов стали победителями, 160 учителей награждены дипломами и 436 – получили свидетельство участника. В целом системная работа института по методической поддержке в посткурсовой период повышения квалификации педагогов области по Смарт-образованию положительно повлияла на повышение уровня владения педагогами Smart-техникой.

Лучия КУРАРАРУ

Общество

Другие статьи

В связи с переводом данного варианта сайта Западно-Казахстанской областной общественно-политической газеты "Приуралье" в архив, узнавать о текущих новостях вы сможете на сайте zhaikpress.kz