27.08.2018, 17:49
Просмотры: 506
Карта раздора

Карта раздора

Невыполнение в полном объеме субсидирования убытков перевозчиков в соответствии с Законом РК от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте», введение электронного билетирования, не имеющего под собой законодательной базы – одни из актуальных проблемных вопросов субъектов предпринимательства в сфере пассажирских перевозок. Об этом Ассоциация перевозчиков ЗКО сообщила в обращении, поступившем в Палату предпринимателей Западно-Казахстанской области.

Вопросы создания благоприятных условий для дальнейшего развития городского пассажирского транспорта и пути решения вышеперечисленных проблем были вынесены на обсуждение на заседании Комитета по энергетике и транспорту, который был создан в Палате предпринимателей ЗКО. Уральские автоперевозчики обратились в Региональную палату предпринимателей «Атамекен» с письмом, где просили рассмотреть вопрос о выделении субсидий предприятиям, осуществляющим пассажирские перевозки, а также пересмотреть правила внедрения системы электронного билетирования, которая, по их словам, на сегодняшний день не имеет под собой нормативно-правовой базы.
Согласно государственной программе развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы РК до 2020 года, одним из пунктов которой является переход к электронному билетированию в 2018-2020 годы, в Уральске в текущем году начали внедрять в пилотном режиме оплату за проезд при помощи транспортной карты, на примере Астаны и Алматы. Система электронного билетирования является еще одним шагом в процессе реформирования транспортной отрасли города. Уральские пассажироперевозчики не отказываются от введения новшеств, но просят сначала обеспечить их субсидиями, чтобы иметь возможность модернизировать автопарки.
– Мы не против нововведений, так как сейчас век цифровизации, и это веление времени. Наше обращение по поводу субсидирования убытков перевозчиков давно остается без должного внимания. А на сегодня в категорию социально значимых перешли все городские маршруты. Повышение тарифов – это, конечно, крайняя мера, но в данное время все пассажироперевозчики терпят колоссальные убытки после повышения цен на ГСМ, коммунальные услуги. Сейчас автопарки предприятий напоминают 90-е годы, когда состояние дел пребывало в упадке. Есть огромный недостаток кадров, хороших водителей можно по пальцам пересчитать, а ведь это в том числе вопрос и безопасности на дорогах. На зарплату в 40 тысяч тенге молодежь идет неохотно, а увеличить данную сумму мы не в состоянии, так как в данный момент наши расходы намного превышают доходы, – посетовал руководитель ТОО «УралТехСервис» Александр Баклан.
В прошлом году при тарифе на проезд в 60 тенге перевозчики подавали примерные расчеты по субсидированию расходов. Сумма составила порядка 3,5 миллиарда тенге. В этом году выделены 200 миллионов тенге на субсидии пассажироперевозчикам, но и эту сумму получить они смогут только после частичного обновления автопарка. Между тем, с внедрением системы электронного билетирования на перевозчиков еще ложится часть затрат.
– Например, один рулон кассовой ленты для выдачи билетов электронным терминалом стоит 145 тенге, в день уходят 4 рулона, то есть 580 тенге. Ежедневно на линию выходят 30 автобусов, например, по маршруту №5. Это свыше 17 тысяч тенге, умножим на 30 дней – более полумиллиона тенге. Еще за пользование терминалом автоперевозчик платит аренду компании, которая осуществляет внедрение электронного билетирования – 15 тысяч тенге каждый месяц. И за каждый перевод транзакции эта же компания берет 4% от суммы билета, – объясняет председатель Ассоциации автоперевозчиков ЗКО Аскар Муканов.
Уже почти полмесяца в четырех городских маршрутах введено электронное билетирование. Но население по привычке охотнее платит за проезд наличкой. Молдир Бекеева, менеджер ТОО «KTS-KazTransService», компании которая отвечает за внедрение проекта по электронному билетированию по г. Уральску, пояснила что по городу были куплены всего 1200 транспортных карт. Карту можно купить в 26 точках по городу, в крупных магазинах и возле нескольких остановок.
– Наша компания заключила договор с четырьмя пассажироперевозчиками – «Батыс-Дилижанс», «Акжол-Авто», «ОралАвтоТранс», «Пассажирское автотранспортное предприятие №1». С марта текущего года за проезд в общественном транспорте можно заплатить при помощи транспортной карты. Данный проект в марте этого года в пилотном режиме был запущен на маршруте №51 Круглоозерное – Уральск. С 13 августа к системе электронного билетирования подключились еще три маршрута: №5, 7 и 39. С каждого билета удерживается 4% в счет компании за обслуживание терминалов. Карта стоит 400 тенге, есть право одного бесплатного проезда при покупке карты, при пополнении баланса на сумму 2000 тенге и более на карту возвращается 5 тенге с каждой поездки, то есть стоимость проезда будет равна 75 тенге. Все новости о внедрении электронного билетирования можно узнавать в Инстаграме на аккаунте uralskkarta, – сказала М. Бекеева.
По договору между компанией «KTS-KazTransService» и пассажироперевозчиками оплата за проезд должна была поступать на счета предприятий в течение трех дней. Однако до сегодняшнего дня на счета не поступило ни одной тенге. По словам представителей компании, на счету накоплена слишком маленькая сумма. С таким положением дел категорически не согласен председатель Комитета по энергетике и транспорту при Палате предпринимателей ЗКО Турарбек Тлемисов, который считает действия компании незаконными. Также много вопросов вызвал и 4%-ный сбор с каждого билета, который в конечном итоге складывается в довольно таки приличную сумму. «Даже если брать все расчеты в среднем, то ежедневно за счет процентов компания будет иметь порядка 400 тысяч тенге, а в это же время автоперевозчики терпят одни убытки», – отметил Аскар Муканов.
Как отметил на встрече руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог по
г. Уральску Кайрат Мухамбеткалиев, внедрение электронного билетирования по городу идет в пилотном режиме. Планируется, что до конца года на всех автобусных маршрутах будет внедрена новая система оплаты. Все действия согласованы с пассажироперевозчиками, никаких нарушений законодательства со стороны акимата нет.
– На сегодняшний день из 6 автоперевозчиков три уже начали получать субсидии. Четыре предприятия заключили договор с «KTS-KazTransService» на внедрение электронного билетирования. В Алматы и Астане уже успешно работают по этой системе, единственное отличие, что там используется дифференцированный тариф, когда при оплате картой проезд стоит 90 тенге, а при оплате наличными – 180 тенге. Таким образом, населению становится выгодно пользоваться картой при оплате проезда. Внедрить дифференцированный тариф за проезд в общественном транспорте мы не можем, такая норма в законе предусмотрена только для Астаны и Алматы. Но я думаю, что жители вскоре придут к пониманию того, что пользоваться картой намного удобнее, чем носить много мелочи в кармане, или ждать, когда кондуктор даст сдачу с крупной купюры, – говорит К. Мухамбеткалиев.
Юрист Палаты предпринимателей ЗКО Магрипа Нигишева считает, что внедрение системы электронного билетирования не имеет регламентирующих нормативно-правовых документов, вследствие чего нарушаются права пассажироперевозчиков по нескольким пунктам.
– После внесенных изменений в методику субсидирования пассажироперевозок местные исполнительные органы обязаны принимать в расчет заявку пассажироперевозчиков, согласно которой они должны возмещать затраты автоперевозчиков, поскольку в Законе «Об автомобильном транспорте» есть понятие «социально значимые перевозки». Пассажирские общественные перевозки включены в этот раздел, поэтому местные исполнительные органы должны обеспечить содействие в вопросе субсидирования. У каждой стороны есть свои обязательства: пассажироперевозчики обеспечивают регулярность, комфортность пассажирских перевозок, со стороны государства – субсидирование пассажироперевозок, – говорит юрист.
Также на заседании было предложено компании «KTS-KazTransService» снизить процентные ставки по транзакциям. Кайрат Мухамбеткалиев, руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Уральска пояснил дальнейшие действия по внедрению системы электронного билетирования:
– Всего необходимо порядка 350 терминалов для обеспечения всех автобусов на маршрутах. Сейчас в пилотном режиме установлено 100 терминалов на трех маршрутах. Еще 100 терминалов поступят к концу августа, и еще 100 терминалов планируем на сентябрь. Пока вопроса о повышении тарифа со стороны автоперевозчиков не было, они обратились только с тем, что несут убытки в связи с повышением цен на ГСМ. Согласно подписанному меморандуму между акиматом и пассажироперевозчиками, субсидии будут выплачены тем предприятиям, которые обновляют свой автопарк. На сегодняшний день закуплено 8 новых автобусов в «Батыс–Дилижанс», в конце августа «Акжол–Авто» закупит 10 автобусов, в сентябре «УралТехСервис» планирует приобрести 15 автобусов. Остальные автоперевозчики в данный момент ведут работу с банками о выделении финансовых средств на покупку техники. До конца года они планируют также частично обновить автопарк.

Карта стоит 400 тенге, есть право одного бесплатного проезда при покупке карты, при пополнении баланса на сумму 2000 тенге и более на карту возвращается 5 тенге с каждой поездки, то есть стоимость проезда будет равна 75 тенге. Все новости о внедрении электронного билетирования можно узнавать в Инстаграме на аккаунте uralskkarta

Жанна БАЛЫКОВА

Общество

Другие статьи

В связи с переводом данного варианта сайта Западно-Казахстанской областной общественно-политической газеты "Приуралье" в архив, узнавать о текущих новостях вы сможете на сайте zhaikpress.kz