Вт. Окт 8th, 2024

чт, 30/03/2017 — 00:27

В ходе пресс-конференции в региональном филиале Службы центральных коммуникаций выступил руководитель областного управления по развитию языков М. Ихсангали.

Махамбет Ихсангали в своем выступлении отметил важные аспекты реализации государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, нюансы проведения тестирования на знание казахского языка – «КАЗТЕСТ», являющегося системой оценки уровня владения языком, отметил проблемные вопросы, касающиеся грамматических и языковых ошибок в наружной рекламе.  По словам М. Ихсангали, в Западно-Казахстанской области казахский язык развивается активно и поддерживается широкими слоями населения и организациями. Так, документооборот на государственном языке в государственных учреждениях в 2014 году составил 99,6%, в 2015 – 99,7%, в 2016 – 99,8%. По области на сегодняшний день казахским языком владеют 75% населения. Как отметил Махамбет Ихсангали, в программе развития и функционирования языков в РК на 2011-2020 годы поставлены конкретные целевые индикаторы, которых мы должны достичь за эти годы. Управление по развитию языков провело для достижения этих целей мероприятия, в которых, в основном, участвуют молодежь, студенты. Одним из действенных методов работы с молодежью является проведение языковых конкурсов, в том числе и для трехъязычных переводчиков, победители которых направляются на республиканский этап в Астану.  Вместе с тем актуальным велением сегодняшнего дня является разработка и принятие Закона о государственном языке, который морально необходим нашей стране.  – После 2020 года Правительство должно утвердить список тех категорий должностей, где в обязательном порядке необходимо знать государственный язык. В первую очередь, это депутаты всех уровней, акимы, политические госслужащие, руководители крупных предприятий, в том числе частных фирм. Если такой список будет утвержден, то люди, занимающие эти должности, будут сдавать «КАЗТЕСТ». Как вы знаете, в отличие от большинства постсоветских республик Казахстан проводит языковую политику поэтапно, идет взвешенный переход к использованию и владению тремя языками, – отметил М. Ихсангали.

«КАЗТЕСТ» представляет собой комплексное тестирование. Вначале экзаменуемый проходит этап диагностики, чтобы выявить свой уровень владения государственным языком, по результатам теста и в зависимости от уровня знаний претендента в Астане составляются задания для каждого конкретного уровня. Стоимость тестирования на получение сертификата «КАЗТЕСТ» составляет 4816 тенге. В зависимости от уровня, на который претендует тестируемый, для прохождения предлагаются задания на аудирование, лексико-грамматический блок, чтение текстов и письмо. Если претендент не сдаст тест на желаемый уровень, он не получает сертификат. В настоящее время любой желающий может пройти диагностику «КАЗТЕСТ» и определить свой уровень. 

В завершение пресс-конференции руководитель областного управления по развитию языков Махамбет Ихсангали ответил на вопросы журналистов.  – Как управление языков регулирует проблему названий объектов предпринимательства? Порой эти названия неблагозвучны или каламбурны, вызывают недоумение жителей. Есть ли какой-то регламент в этой связи? – По закону предприниматель имеет право называть свой объект как угодно. При оформлении названия в городском акимате есть отдел культуры языков, который рекомендует, как все необходимо оформить. Есть требования, чтобы надписи дублировались на государственном и официальном языке, в остальном проблем не должно быть. – Вашим управлением на постоянной основе проводятся рейды по выявлению грамматических ошибок на рекламных баннерах как на казахском, так и на русском языках. Как мы знаем, таких ошибок выявляется немало. Устраняются ли они, и есть ли положительные результаты этой работы? – В основном, много ошибок в рекламе на казахском языке. Пишут такие слова, что даже прочитать невозможно. Когда мы проводим рейды, в основном, участвуют общественники. Досадные ошибки на казахском языке вызывают большое возмущение населения, особенно пожилых людей. Мы не имеем права заставить предпринимателя снять билборд, даже когда мы рекомендуем устранить ошибку, предприниматель может ответить, что он потратил на изготовление рекламной продукции большие средства. Все эти вопросы подчеркивают актуальное веление времени – принятие Закона о государственном языке, которого в Казахстане нет до сих пор. Закон о рекламе также несовершенен, много нареканий. Но мы свои предложения всегда вносим.  – Можно ли внести предложение, чтобы рекламные билборды заранее согласовывали с компетентными органами в целях недопущения грамматических ошибок? – Законом это не предусмотрено. Конечно, желательно предпринимателю обратиться в соответствующий отдел городского акимата, где помогут исправить грамматические и стилистические ошибки. Но этого сейчас не происходит, потому что многие предприниматели заказывают рекламную продукцию централизованно в городах Астане и Алматы. – Кем устанавливается цена на прохождение «КАЗТЕСТ»? Например, тем, для кого этот тест является обязательным, порой накладно прохождение для семейного бюджета?

– «КАЗТЕСТ» проводится Центром тестирования МОН РК, Центр устанавливает цену. Насколько я знаю, о снижении цены речи не идет в данный момент, хотя мы не раз высказывали такие предложения. «КАЗТЕСТ» весьма сложен, и сдать его бывает трудно. Например, в прошлом году тестирование сдавали более 2000 человек, пройти его смогли лишь 40% претендентов. 

от admin