чт, 02/07/2015 — 21:01
В Шуском районе Жамбылской области находится знаменитое урочище Жайсан, сакральное для каждого казаха место, где молодые султаны Жанибек и Керей, объединив 550 лет назад разрозненные рода Семиречья и долины реки Чу (нынешнее название «Шу»), заложили фундамент нового государства. «Керей и Жанибек в 1465 году создали первое ханство, и государственность казахов ведет историю с тех времен, — сказал в одном из своих выступлений Президент Казахстана Н. Назарбаев. — Возможно, оно не было государством в современном понимании этого термина, в нынешних границах, с такой известностью и авторитетом во всем мире. Но это можно сказать и про все другие государства той эпохи. Важно, что тогда была заложена основа, и мы — продолжатели великих дел наших предков».
Двести лет спустя, в 1663 году, в урочище Жайсан родился выдающийся казахский общественный деятель, бий Старшего жуза, один из авторов свода законов «Жеты Жаргы», оратор и поэт Толе би.
Дыхание истории «Жайсан находится в числе уникальных мест Казахстана, достойных того, чтобы привлечь внимание туристов всего мира, — говорит директор государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов. — Жамбылская земля в междуречье Шу и Таласа является кладезем исторических мест и событий. Именно здесь начиналась 550-летняя история Казахского ханства. Об этом мы можем прочитать в трилогии Ильяса Есенберлина «Кочевники». По словам историка, из письменных источников известно, что казахская государственность зародилась в 15 веке, когда самого слова «казах» в обиходе еще не существовало. Есть разные версии этимологического происхождения этого слова («бродить, кочевать, перемещаться на большие расстояния», «свободный человек», «кочевник»), но в одном мнении исследователи сходятся — слово имеет тюркское происхождение. Откочевав от Абулхаира, султаны Жанибек и Керей обосновались в Западном Жетысу. У правителя Могулистана Есен-Буга, занятого борьбой со своим братом Юнусом и пытавшегося сохранить разваливавшееся государство, не было сил остановить сторонников Жанибека и Керея, и он вынужден был предоставить им территорию в долине реки Шу. Кочевники, поселившиеся в Жетысу, получили прозвище «казак», которое впоследствии распространилось на всех подданных Жанибека и Керея и постепенно превратилось в этноним. Племена, ушедшие вместе с султанами в Могулистан, получили название «казахи», а новообразованное ханство стало называться «казахским». С этого момента значение слова «казах» начинает изменяться, говорит Т. Молдакынов, трансформируясь из социального термина в политический, обозначая подданных Казахского ханства. В 60-70 гг. XV в. появились три новых государства, населенные казахами. Степи от Едиля до Нуры и Есиля, Приаралья и Мангыстау занимало Мангытское государство, населенное родами мангыт, алшын, тама, керей, найман, кыпшак. Территории севернее Нуры, долины Тобола, Есиля и Ертыса входили в состав Сибирского ханства (кереи, найманы, уаки и кыпчаки). Жетысу, долины Сырдарьи и Сарысу составляли территорию Казахского ханства, населенного аргынами, дулатами, канглы и жалаирами. В начале XVI века при Касымхане Казахское ханство укрепилось, в его состав вошли сырдарьинские города Туркестан, Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Сузак, Чимкент. Казахстан стал широко известен в Азии и Европе. Казахское ханство существовало вплоть до 1716 года, когда умер последний хан всех казахов Таукехан, и власть перешла в руки многочисленных степных ханов, каждый из которых возглавлял лишь отдельные группы казахов и территорий. Начался процесс дезинтеграции и упадка, завершившийся вхождением страны в состав Российской империи. …На территории Шуского района сегодня известны 68 памятников археологии и 18 памятников истории. К эпохе бронзы относятся три памятника археологии, а также пять участков наскальных изображений со сценами охоты, изображениями диких животных и солярными знаками. Много здесь и сакских курганов, и могильников раннего железного века, сосредоточенных в предгорьях Киндиктаса и Айтау. Вдоль Шуской долины расположены городища средневекового периода Актобе, Степнинское, Аксутобе, Октябрь, Тастумсык и другие. Одним из наиболее значимых объектов исследований ученых стал культово-мемориальный комплекс средневековых тюрков «Святилище «Жайсан». Хорошо сохранившиеся с древних времен ритуальные конструкции с каменными статуями находятся между небольшими речками Теректы и Шатырколь. 35 каменных изваяний датируются V — VIII веками нашей эры. «Каменные изваяния — мужские и женские — установлены на курганах с сосудами в руках на уровне живота, — рассказывает Т. Молдакынов. — Они были предназначены для проведения ритуалов поклонения высшим божествам тюркского пантеона — Тенгри (небу), Жер-су (земле-воде), Умай (женскому божеству, покровительнице домашнего очага), а также их земным воплощениям — обожествленным предкам». Скульптуры, установленные с восточной стороны оград в святилище Жайсан, изображают преимущественно мужчин, и лишь изредка женщин, и предназначены для поклонения и возвеличивания предков по отцовской линии. Комплекс Жайсан имеет поминальный характер, здесь также находятся курган и ритуальное сооружение с каменным изваянием, на голове которого имеется убор, увенчанный тремя выступами, похожими на рога. Корни такой изобразительной традиции уходят в эпоху бронзы. Во время раскопок оград святилища Жайсан были обнаружены железные наконечники стрел, которые по одному находились в центре сооружений. То, что они выявлены в ритуальных конструкциях, одна из которых была в честь женщины (так как перед ней стояло женское изваяние), позволяет предположить, что женщина и наконечник стрелы были одним из символов идеологического комплекса. Французский исследователь Шаванн сумел перевести древнекитайские письменные источники, повествующие об этих находках: «Эти земли были в составе правого крыла Западного Тюркского каганата, называющегося он-шадапыт. Оно входило в союз племен десяти стрел (он ок будун), считавшийся «самым сильным». В рунических письменах на стелах Бильге-кагана и Тоньюкука упоминается страна Он. Когда-то ее населяли кочевники из конфедерации племен дулу и нушиби. Держатель каждой стрелы являлся вождем одного племени. Здесь их было десять — по пять в западном и восточном крыльях. Позднее их сменили тюргеши, одно из племен десятистрельного народа».
«Землей исцеления» называют жайсанское святилище. Сюда прибывали еще в древние времена, чтобы прикоснуться к святой земле и водному источнику, для исцеления от недугов и дарования потомства. От древних предков идет традиционный ритуал — посещение священных мест (аулие жер). Эту землю тюрки Жетысу сделали местом поклонения и проведения церемоний, обрядовых действий и ритуалов, связанных с различными социально значимыми событиями народа.
…А память священна Наряду с историко-археологическими, Шуский район богат значимыми и оригинальными памятниками современности. Среди них числятся Тасоткельская плотина как памятник производственной деятельности, а также монументы, связанные с именами выдающихся деятелей культуры, посвященные военной истории. В с. Толе би установлен памятник уникальному силачу, разносторонне одаренному человеку Балуану Шолаку, предки которого откочевали из Шуской долины. Единственный в Казахстане памятник музыкальному произведению — кюй — установлен также в городе Шу. Изображением стройной девушки в национальном костюме с разлетающимися вокруг нее нотами скульптор выразил любовь шусцев к вошедшему в золотой фонд казахской музыкальной культуры кюю «Ерке сылкым». Автор кюя — уроженец аула Жамбыл Шуского района, композитор Абдимомын Желдибаев. Напомним, празднование 550-летия Казахского ханства проходит в этом году во всех регионах страны. В Жамбылской области, где много лет назад между реками Талас и Шу султаны Керей и Жанибек основали Казахское ханство, состоятся значимые мероприятия. В их числе — театрализованное представление, республиканский айтыс акынов «Мәнгілік Ел», презентация книги «Қазақ хандығының құрылуы және тарихы», выставка «Тараз — ғасырлар куәсі», международный турнир на приз Президента РК по қазақша күрес «Евразия барысы». Кроме того, в областном центре осуществляется проект «Древний Тараз», откроется монумент «550-летие Казахского ханства» и состоится встреча участников караванной экспедиции, идущей по маршруту Великого Шелкового пути из китайского города Сиань.
Галина Скрипник