Пн. Дек 5th, 2022

Опубликовано daniyar вкл Tuesday, 20 October 2015

Защита прав потребителей, уверены специалисты, начинается с изучения данных прав самими покупателями. Поэтому мы в рамках целевой полосы начинаем рассказывать на конкретных примерах о правах покупателей товаров и услуг с помощью руководителя отдела защиты прав потребителей городского управления по защите прав потребителей Ментай СУЛТАШЕВОЙ. Сегодня говорим о покупках бытовой и иной техники.

– Ментай Аязбаевна, не секрет, что сегодня во всех крупных магазинах бытовой и оргтехники практически на все виды товаров предоставляется кредит на покупку. И здесь начинается самое интересное: продавцы-консультанты в случае покупки товара в кредит, можно сказать, навязывают покупателю страховку на приобретаемый товар. Идут на разные ухищрения, чтобы оформить данную страховку, как последний аргумент используют уловку, что банк без страховки кредит не выдаст. Насколько правомочно такое навязывание страховки на дорогостоящий товар? – Согласно статье 12 Закона «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года №274-IV у покупателя есть право на свободный выбор товара и товар надлежащего качества, и нельзя навязывать ему что-либо сверх цены товара. Призывать вас на приобретение страховки слишком уж навязчиво или запрещенными способами продавцы не должны. Поэтому брать или не брать страховку на приобретаемый товар – полное право покупателя – согласно статье 18 Закона о защите прав потребителя.  А также потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров. Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров. Кроме того, продавец просто обязан обеспечить потребителю свободный выбор товара (работы, услуги). – Немаловажно при этом учитывать, что на сложную технику, как правило, есть гарантийный срок обслуживания от завода-изготовителя.  – Да, на большинство видов бытовой техники, оргтехники, сотовых телефонов, действительно, есть срок гарантии, а также срок годности, в течение которого у покупателя есть право, если в товаре обнаружены недостатки или же заводские браки, если товар вышел из строя не по вине потребителя, по своему выбору потребовать: соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара, замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы. – Расскажите, пожалуйста, какими правами обладает покупатель в течение 14 дней с момента покупки. Может ли потребитель вернуть в магазин приобретенный товар по своему усмотрению, не объясняя причин продавцу? – Потребитель имеет право в течение 14 календарных дней со дня приобретения непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранен товарный вид, присутствуют все этикетки, имеются все документы о приобретении товара, вернуть товар в магазин. Мотивация при этом может быть разная, вплоть до того, что покупатель просто захотел вернуть деньги. Различные бывают в жизни ситуации, может, он приобрел, к примеру, микроволновку, а в следующем магазине увидел модель подешевле. Покупатель имеет полное право вернуть товар в магазин, забрать уплаченные деньги и купить ту же самую микроволновку уже по другой цене в другом магазине. И желание покупателя вполне законно, продавец обязан принять товар и вернуть незамедлительно деньги.  – Если же вдруг случилось, что человек захотел вернуть товар, все условия соблюдены, но потерялся чек. Является ли это основанием для магазина отказать в приеме товара и возврате денег?  – Отсутствие чека не является основанием для отказа в приеме приобретенной микроволновки, холодильника, телевизора и возврате денег в течение 14 дней. В Законе это четко прописано (статья 18 Закона о защите прав потребителя). Потребитель должен доказать факт покупки данного товара у данного продавца на свидетельских показаниях, и данные показания должны быть приняты магазином во внимание. Если же продавец отказывается от свидетельских показаний, у потребителя есть право обращения с этими же свидетелями в суд. Практика показывает, что большинство торговых домов данное требование выполняет. – В этой связи как понимать часто встречающуюся вывеску во всех магазинах о том, что необдуманно купленный товар обмену или возврату не подлежит. Как мы уже поняли, Законом четко оговаривается, что человек может по своему усмотрению вернуть неиспользованный товар и получить уплаченные деньги, а объявления говорят о другом? Что это – незнание закона продавцами или способ психологического давления на потребителя? – Размещение такого рода вывесок в магазинах – прямое нарушение прав потребителей. Законом четко прописано, что в течение 14 дней покупатель может вернуть в магазин любой купленный исправный товар, в течение 30 дней – неисправный товар, в течение срока гарантии – вышедший из строя. То есть, обмену и возврату подлежит товар как надлежащего, так и ненадлежащего качества. И вывешивание подобных объявлений, Вы правы, скорее, психологический ход. И ни в коем случае это не может быть основанием для отказа в приеме исправного или неисправного товара. Если столкнетесь с таким случаем, смело можете ссылаться на Закон по защите прав потребителей и настаивать на своем. Вместо таких информационных объявлений продавец должен вывесить информацию о местонахождении данного индивидуального предпринимателя, его ИИН, БИН, то есть информировать потребителя о владельце данной торговой точки.  – А каковы сроки рассмотрения претензии потребителя и принятия мер, ведь зачастую сломанную стиральную машину, телевизор, пылесос приходится ждать с ремонта долго. Предусмотрены ли какие-либо выплаты покупателю, если срок диагностики и ремонта неисправного товара затягивается? – При любой поломке потребитель обращается к продавцу с письменной претензией, которую вручает продавцу в двух экземплярах. Со дня вручения претензии начинается отчет 30 дней для проведения всех необходимых процедур по выяснению причин поломки и устранению. Для этого проводится диагностика товара. Как правило, каждый магазин работает со своим лицензированным авторизованным сервисным центром. Если по итогам диагностики будет дано заключение, что товар имеет заводской брак или пришел в негодность по вине продавца, то потребитель имеет право на соразмерное уменьшение покупной цены, замену на товар аналогичной марки, на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора и возврат уплаченной за товар денежной суммы, возмещение своих расходов на устранение недостатков товара. Важно здесь отметить, что за каждый просроченный день со дня оформления претензии потребитель имеет право в судебном порядке получить неустойку в размере 1% от стоимости товара. К примеру, куплена была стиральная машина за 80 тысяч тенге. Она сломалась, покупатель сдал ее под роспись и оформил претензию. После 30 дней он может получить за каждый просроченный день по 800 тенге. Были у нас случаи с ремонтом дорогого автомобиля, когда ремонт затягивался по вине продавца, и владелец авто потребовал порядка 300 тысяч тенге за просрочку. Тем выше стоимость товара, тем целесообразнее оформлять претензию и в судебном порядке получать неустойку за просрочку выполнения требований потребителя, если иное не установлено законами РК.  – Скажите, с претензиями на какие виды бытовой и иной техники чаще всего обращаются в вашу службу потребители? Что чаще всего ломается? И на сегодня какие виды товаров проходят экспертизу не в областном центре. Ведь зачастую, затягивание сроков диагностики объясняется отсутствием соответствующих сервисных центров в Уральске. – На первом месте, по нашим данным, стоят дорогие сотовые телефоны, стоимость которых составляет выше 150 тысяч тенге. Сервисных центров по диагностике и ремонту айфонов в нашем городе нет, только в Алматы. Поэтому с их ремонтом и диагностикой сроки затягиваются на 2-3 месяца. На втором месте – бытовая техника. По нашим данным, на основные виды бытовой техники сервисные авторизованные центры в областном центре имеются, поэтому потребители могут требовать выполнения закона по срокам рассмотрения претензии и ремонту.  – Ментай Аязбаевна, как часто в вашу службу обращаются потребители за защитой своих прав? Как мне кажется, на сегодня в нашем обществе единицы людей, знающих свои права и желающие их отстаивать.  – С начала года к нам обратились 132 человека. По 62 обращениям приняты конкретные меры, защищены права потребителей, по 71 обращению даны разъяснения. К сожалению, действительно, потребителей, знающих свои права и готовых их отстаивать, не так уж много. Хотя Закон «О защите прав потребителей» защищает права покупателей на всех стадиях.  Хотела бы обратить внимание читателей на то, что отстаиванием прав потребителей занимаются также Уральское городское общество защиты прав потребителей (пр. Достык, 182/1, кабинет № 6, телефоны: 87112 51-25-95) и Западно-Казахстанское областное общество по защите прав потребителей (ул. Д. Нурпеисовой, 19, тел: 87112 51-51-20). С ними мы сотрудничаем тесно. Поэтому в случае нарушения ваших прав каждый покупатель может обратиться к нам за разъяснением и помощью.  – Благодарю Вас за подробное разъяснение. Предлагаю в следующий раз остановиться на правах потребителей при получении разного рода услуг. – Охотно расскажу о данной сфере, надеюсь, что это поможет повысить осведомленность граждан в вопросах защиты своих потребительских прав.

Беседовала Жаннат ТОКТАРОВА

от admin