сб, 29/08/2015 — 22:14
В честь 550-летия образования Казахского ханства и 20-летия Конституции РК в ЗКАТУ им. Жангир-хана прошел международный круглый стол, посвященный актуальным вопросам истории Казахстана. В работе круглого стола приняли участие ученые ведущих научных центров городов Алматы, Актобе, Уральска, Москвы и Самары. Профессор ЗКАТУ, доктор философских наук Т. Х. Рыскалиев, с философской точки зрения в своем докладе рассказал о роли исторических личностей в национальной истории и их вкладе в развитие казахской государственности. Особое внимание участников мероприятия Тлекжан Хасенович заострил на таких выдающихся личностях, как Махамбет и Жангир хан. Известнейший историк Казахстана, ведущий научный сотрудник Казахского научно-исследовательского института культуры Министерства культуры и спорта РК Ирина Ерофеева поделилась с коллегами интереснейшими фактами из жизни казахских ханов, которые ученый-историк на протяжении 17 лет по крупицам собирала из писем ханов. Недавно она выпустила в свет фундаментальное исследование “Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675-1821 годов. Сборник исторических документов в 2-х томах”. Данный сборник включает в себя более 800 переводов писем казахских ханов и султанов монархам и чиновникам Российской империи и восточных государств, 250 факсимиле оригинальных текстов тех же писем. Хронологически все письма охватывают период с 1675 по 1821 годы. Большинство документов публикуются впервые, а некоторые прежде издававшиеся даются в новом переводе. Ирина Викторовна отметила, что у номадов сложилась своя совершенно уникальная форма государственной власти. – По типу правления это была, в общем-то, монархия с верховным правителем во главе. Но монархия здесь была достаточно условной, потому что ханов было несколько. Параллельно народом управляло от трех до десяти человек, имевших монархический титул. Это была иерархия так сказать «разнопорядковых» ханов. Верховный правитель – Улкен-хан (он управлял всей территорией), ниже его стояли региональные правители – Кiшi-ханы (часто они управляли жузами), а еще ниже – Келте-ханы, то есть мелкие ханы (их власть распространялась на отдельные роды или объединения), – рассказывает И. Ерофеева. Уже в то время у казахов была меритократия, говорит историк, ханов выбирали исключительно по уму, достойных быть правителем. О комплексном изучении могилы Абулхайыр хана в Айтекебийском районе рассказал доктор исторических наук, профессор Актюбинского госуниверситета Рахим Бекназаров. – Мы работали в архивах Санкт-Петербурга, Москвы и Оренбурга, – рассказывает Рахым Бекназаров. – В оренбургском госархиве есть «Дело №18» из сотни с лишним страниц о смерти Абулхайыр хана, там собраны все факты: как хан умер, кто донес информацию в администрацию, как она распространялась. – В Актюбинской области, – продолжает свой рассказ Р. Бекназаров, – про могилу хана знают жители аулов Жабасак, Толыбай и Аккум. Основной костяк дружины хана составляли аргыны Среднего жуза и шомекейцы Младшего жуза. Могила хана оказалась на территории кочевания родов Жаппас и Алтын Младшего жуза. Два небольших племени кочевали между аргынами Среднего жуза и шомекейцами Младшего жуза. И основные захоронения этих племен осуществлялись на Хан моласы. Там мы нашли 24 кулпытаса, которые принадлежат этому роду. По словам аксакалов, с которыми мы разговаривали, они вели кочевой образ жизни до середины ХХ века, вплоть до поднятия целины. И каждый раз, подъезжая к могиле хана, женщины слезали с лошадей и проходили пешком около 600 метров. Благодаря тщательному исследованию найденных учеными при раскопках в этом месте останков, в результате генетического анализа удалось действительно доказать что они принадлежат Абулхайыр хану.
В ходе круглого стола были подняты очень интересные и уникальные факты об истории Казахстана, месте и значении Западно-Казахстанского региона в образовании Казахского ханства.