25 лет Независимости стали знаковыми для казахстанской культуры. Возрождение национального искусства благоприятно сказалось и на театральной жизни, в частности, в стране начали открываться казахские драматические театры, появляться качественная драматургия на государственном языке. Одним из таких театров стал Западно-Казахстанский областной Казахский драматический театр. О его становлении мы беседуем с директором театра Куанышем АМАНДЫКОВЫМ (на снимке). – Куаныш Сайлауович, как мы знаем, Казахский драматический театр в нашей области появился в годы Независимости и стал первой вехой в развитии местного казахского театрального искусства. Какие этапы становления прошел театр с момента своего появления и до сегодняшнего дня? – Наш театр открылся в знаменательный день, в канун второй годовщины Независимости, 16 декабря 1993 года. Сначала он располагался в старом помещении ДК ремзавода, ныне это Молодежный творческий центр. Первым нашим спектаклем стала драма «Қаракөз» по одноименному произведению М. Ауэзова. Я и несколько моих однокурсников, также связавших свою жизнь с театром, были тогда еще студентами, но нас в количестве 11 человек задействовали в постановке. Во время открытия театра мы играли в массовке, как стажеры. В 1997 году мы окончили институт искусств имени Даулеткерея, тогда была специально открыта специальность для того, чтобы готовить театральных артистов, были нужны местные кадры. И сразу после получения диплома мы пришли работать в этот театр. Так что, можно сказать, что мы тоже числимся основоположниками нашего театра. – На счету театра немало побед и наград в сфере искусства, вы постоянно выезжаете на разного рода театральные фестивали. Как это начиналось, и какие достижения Вы сегодня считаете наиболее значимыми? – Самая первая победа, это когда театру было 6 лет, в 1999 году, мы завоевали Гран-при на республиканском фестивале в Таразе. Вместе с нами лауреатом фестиваля стал академический театр имени М. Ауэзова. После этого в 2003 году мы участвовали в другом республиканском фестивале, который собрал восемь театров со всех областей Казахстана. Гран-при достался ТЮЗу имени Г. Мусрепова. В 2007 году в Костанае тоже был фестиваль, где наш театр выиграл семь номинаций. Помимо Гран-при мы взяли награды за лучшую режиссуру, лучшую мужскую и женскую роли и другие. Это был огромный успех для нас. После этого мы ездили в город Керчь, представляли наше творчество на международном уровне. Это было в 2015 году. Нашему театру были вручены номинации «Лучшая женская роль» – Бибигуль Исалиева и «Лучшая режиссура» – Куандык Касымов, это наш режиссер, которого мы пригласили из Тараза. Интересно, что последняя генеральная репетиция у нас прошла в Керчи, и тамже мы получили Гран-при. Это было довольно значимым событием в истории нашего театра, но самое интересное случилось потом. После представления в Керчи нас пригласили выступить на фестивале античной драмы в Македонии. Фестиваль проходил в сентябре этого года, нас очень поддержал аким области Алтай Кульгинов и руководитель областного управления культуры, архивов и документации Даулеткерей Кусаинов, изыскали возможность отправить нашу театральную труппу в Македонию, и мы приняли участие на фестивале античной драмы «Стоби-2016». Сейчас Казахстан – это состоятельная, узнаваемая республика, мы рады, что достойно представили нашу страну в Европе. Фестиваль проходил в античном городе Велес, там очень красивая, действительно древняя архитектура, там же располагается античный театр. Что меня там поразило в плане устройства сцены, у них есть станок, который принимает разные положения и формы, очень выручает в смене декораций. Он очень компактный, пластичный, быстро собирается и трансформируется. У нас, например, этого не хватает. Интересно, что вся конструкция не заводская, ее придумал и собрал их инженер. Мы бы тоже хотели себе такой станок. – На заре Независимости, когда образовался театр, была ли проблема дефицита кадров? – Конечно, самый главный вопрос – кадровый. Когда образовался наш театр, в области функционировал только русский драматический театр имени А.Н. Островского, до этого казахского театра не было. В конце 30-х годов прошлого столетия в городе был казахский театр, который потом был уничтожен при пожаре, а труппа переехала в Гурьев, ныне Атырау. Сейчас это уже состоявшийся Атырауский театр драмы имени Махамбета. Когда у нас был открыт театр, конечно, кадров не хватало. Во время открытия и организации театра была проведена огромная работа, достаточно сказать, что творческую часть коллектива собирали буквально по всему Казахстану. Репертуарную основу театра закладывали авторы первых постановок, режиссеры Жамбылбек Есенбеков и Елкен Жылкышинов, приехавшие из Аркалыка. Первый директор, артист Амантай Султангалиев и народная артистка Казахстана Гульнар Жакупова были приглашены из Атырау. В Уральск из Алматы приехали молодые и подающие надежды выпускники академии имени Т.К. Жургенова Боранбай Молдабаев, Жангельды Тлеккабылов, Айнур Тлебалдиева-Жугунусова. В те годы становления в театре работали Мыктыбай Жылыбаев из Кызылорды, Темирболат Есенгалиев из Шымкента и Сайлау Сембаев, Саткали Ауельбаев из Атырау. Активно помогали становлению театра и западноказахстанцы – Тельман Имашев, Гульбаршын Абишева, Мусагали Бектенов, Бибигуль Исалиева, Бактыгуль Жакыпова. Они были первыми актерами театра. Режиссер Жамбылбек Есенбеков поставил наш первый спектакль «Қаракөз». Помню момент, когда нас, тогда еще студентов, водили на экскурсию перед открытием театра, в декабре 1993 года. В холле вовсю кипели ремонтные работы, а на сцене шла репетиция. Было холодно, неуютно, но Жамбылбек ага и актеры неустанно оттачивали спектакль, не обращая внимания на трудности. И мы были счастливы, что у нас будет свой театр. Первая премьера прошла с аншлагом. Это был очень светлый день для Уральска. – Принято говорить, что в театре не работают, а служат. А сколько артистов служит в Казахском драматическом театре нашей области? – Вы, конечно, правы. Театр действительно служит искусству, служит народу, отражая на сцене главные вопросы и чаяния общественной жизни. Сейчас у нас 45 артистов, а вместе с техническим составов всего в театре служат около 140 человек. Театр – это единый слаженый организм. И если даже нет одного человека, то может остановиться вся работа. Например, нет реквизитора, и некем его заменить, это уже вносит сбой в работу на репетиции. Творческая деятельность у нас зачастую неспокойная. Но любые трудности преодолимы, так как служим искусству и своему народу. Это для нас высшее призвание и большая ответственность. – Как давно театр действует в новом здании? Повлиял ли переезд на творческую деятельность театра? – В нынешнее помещение театра мы переехали в 2002 году. Оно было построено по специальному проекту. В то время акимом области был Кабибулла Джакупов, он спланировал постройку театра, выделил место и даже сам заложил первый кирпич. А окончательно театр был построен при акиме Крымбеке Кушербаеве. Для нас получение нового здания для театра стало одним из значимых событий. Новое помещение театра было построено в рамках социальной программы. Это был один из первых театров, построенных в Независимом Казахстане и первое архитектурное сооружение такого плана в СНГ. Проект здания объединяет национальные мотивы и современные архитектурные направления. Оно призвано в себе совместить традиционность и современность. С одной стороны выглядит, как кереге – убранство юрты, национального жилища казахов. С другой – как современное здание европейского стиля. Главный зрительный зал у нас рассчитан на 280 зрителей. Также имеются два репетиционных зала, холл для проведения общественных мероприятий, зал для почетных гостей, цех по изготовлению декораций, современная студия, а также множество вспомогательных помещений. Благодаря переезду в новое здание мы смогли расширить свой репертуар. Раньше у нас было четыре спектакля в сезон, согласно плану. А ныне мы ставим за один сезон семь-восемь спектаклей, есть творческий потенциал и драматургический материал, который вдохновляет нас на работу. В среднем, на подготовку спектакля у нас уходит месяц-полтора. Это большой труд нашего режиссера, заведующего труппой и других наших сотрудников. У нас есть несколько небольших залов для репетиций, в которых мы работаем, поскольку, как вы знаете, в большом зале у нас часто проходят различные мероприятия. Я рад за свой коллектив, у нас все настоящие труженики, все фанаты своей профессии, любящие искусство и сцену. Всех их я знаю с 1993 года, с самого основания нашего театра, мы знаем друг друга, знаем возможности, кто какую роль может воплотить, чтобы спектакль имел успех. Это для нас важно. – В репертуаре театра много спектаклей, поставленных по творчеству выдающегося драматурга Независимого Казахстана Ирана Гайыпа. С чем это связано? – Иран Гайып – старинный друг нашего театра с момента его основания. В 1995-1996 году он поставил у нас спектакль «Коркыт», его приглашал Кужыргали Толеушев, занимавший тогда должность директора театра. В 2003 году отмечалось 200-летие Махамбета Утемисова, и наш театр к этому юбилею искал хороший драматургический материал, чтобы поставить спектакль о великом батыре. И пьесу для нас написал Иран Гайып. С этого времени наши отношения стали более тесными. У нас в репертуаре 5 спектаклей по произведениям Иран Гайыпа, в этом году добавился шестой – «Ән-Мұхит». Как вы знаете, у нас прошел фестиваль театров имени Ирана Гайыпа, жемчужиной которого стала постановка «Ән-Мұхит». Пьеса была написана Ираном Гайыпом специально для нашего театра, нашего региона. До этого личность выдающегося степного певца, основателя целой школы казахского музыкального искусства Мухита Мералиулы не была раскрыта ни в драматургии, ни в широкоформатном кинематографе. На студии местного телевидения был снят небольшой документальный фильм, но в драматургии не было ни одного упоминания о Мухите. Мы ездили в село Саралжын, где стоит мавзолей Мухита, преклонились перед его памятью. Встречались с людьми, которые знают о личности великого термеши, со старожилами. Мухита в спектакле играет Мусагали Бектенов. Режиссерами стали сразу двое выдающихся мастеров сцены – Мукангали Томанов и Мурат Ахманов, чего раньше не было. Мукангали Томанов учился у Мурата ага, который является нашим мастером и наставником. В спектакле было задействовано более 50 человек, 45 наших артистов и 10 студентов, которых готовит актерское отделение колледжа имени Курмангазы. Они нам помогают. Я уверен, что спектакли по произведениям Ирана Гайыпа всегда будут актуальными и любимыми зрителем. В них есть и правда жизни, и размышление над вечными вопросами бытия, и обращение к национальной истории, ее личностям. Все это не может не трогать душу зрителя. – У Вас есть спектакли, в которых тесно сплетены античность и современная обработка, как, например, «Забыть Герострата» или «Троянки». Расскажите об этом. – Как правило, из классики сделать модерновую вещь практически невозможно. Но сейчас многие истины, ситуации, человеческие характеры, описанные в классических произведениях, в том числе и античных, актуальны для нашего времени. Сейчас в мире неспокойно, в разных странах идут войны, вспыхивают локальные конфликты, опять же стала реальной угроза терроризма. Это находит отражение и на сцене театра. Мы с режиссером Куандыком Касымовым обсудили это, как можно представить спектакль о судьбе троянских женщин, чтобы события в нем обрели современное звучание. Куандык ага – человек глубокой души, очень тонко понимает искусство. Благодаря ему мы увидели спектакль «Троянки» именно с элементами модерна – это и захватчики в образах террористов, и другие сцены. До этого такой эксперимент у нас был по драме «Забыть Герострата». Герострат у нас ходил в джинсах и футболке, было много современных диалогов. Этот спектакль взял семь номинаций на фестивале в Костанае, его режиссер – Мукангали Томанов. И у нас был хороший спектакль «Калигула», на одном из театральных фестивалей этот спектакль также взял награду за лучшую мужскую роль (Калигулу играл сам Куаныш Амандыков – авт.). – Вы много гастролируете и по городам Казахстана, были и в дальнем зарубежье. Отличается ли наш театральный зритель от зарубежного? – Зритель везде одинаков, наверное. Хотя некоторые различия тоже бывают. В Европе, например, зрители, приходя в театр, сразу отключают сотовые телефоны, не переговариваются во время спектакля. Думаю, что и наш зритель тоже такого достигнет. Конечно, наши зрители самые душевные, они всегда тепло встречают, не только нас, но и другие театры, которые приезжают к нам с гастролями. – Какой спектакль Вы хотели бы видеть на сцене Казахского драматического театра? Есть ли в планах поставить что-то особенное? – Репертуар театра обычно доводится до сведения наших зрителей, мы всегда сообщаем, какая готовится постановка. В прошлом сезоне мы демонстрировали «Троя арулары», спектакль о Бауыржане Момыш улы, «Козы Корпеш и Баян сулу» и другие. В этом сезоне хотим поставить «Гамлета» Шекспира. Это будет большой спектакль, фестивальный. Надеемся, мы сможем его показать не только на родной земле, но и в рамках какого-нибудь масштабного фестиваля. Надеемся, что наш «Гамлет» станет одним из лучших. Ведь у каждого театра есть свой Гамлет, свой Калигула, свой Абай и Махамбет. Но найти среди них самородок – дело фестиваля. Фестиваль – это прекрасно, так как у нас есть возможность увидеть себя, оценить достижения, свой опыт, увидеть, как работают наши коллеги из других городов и стран. Поразительно, но где бы ни выступали – на фестивалях, мы обязательно берем гран-при или призовое место. Возможно, потому, что мы всегда берем в работу хороший драматургический материал знакового автора, у нас подготовленный режиссер и профессиональные артисты. Моя благодарность им всем безмерна. – Благодарю за интересную беседу!
Беседовала Галина САМОЙЛОВА