Сб. Авг 20th, 2022

Опубликовано daniyar вкл Tuesday, 29 March 2016

Актер и режиссер Казахского драматического театра Самал Абуов уверен: чтобы выйти на сцену – необходимо детально изучить образ персонажа и свою роль. Важно понимать, что каждый актер на сцене – это необходимая составляющая большого коллективного творчества, а режиссер – созидатель всего этого.

О выборе  творческого пути Самал Кадерович  Абуов начал свою работу в Казахском драматическом театре в 1997 году актером. Первая сыгранная им роль Қоқая  в спектакле жанра водевиль О. Боранбаева «Сотанайдың соңғы үйленуі». На сегодняшний день в творческой копилке у актера более тридцати ролей, это и комедии, и драмы. Он не выделяет какую-то особую, говорит, что каждая роль – это прожитая им чья-то судьба. – Я в детстве любил играть в логические игры, в  шахматы. А шахматы – такая игра, которая требует широкого кругозора, для этого я много читал разные книги, специализированные журналы, смотрел интеллектуальные программы. Одна из моих любимых телепередач  «Что? Где? Когда?».  Театр точно также требует не только профессиональных знаний, но и всестороннего развития. И конечно, много труда. Каждая роль – это огромный труд, требующий не только внешнего, но и внутреннего перевоплощения, – считает Самал Кадерович. 

Ему довелось побывать на ХII международном театральном фестивале им А.П. Чехова в Москве, где проходили  мастер-классы известных российских режиссеров и актеров. Незабываемое впечатление произвел мастер-класс Андрея Кончаловского, который говорил, что театр – это живой организм, что театр живет также как зритель. В театре важна каждая интонация, каждое слово, важен литературный текст. Его слова остались в сердце Самала Кадеровича. Репетируя роль, в очередной раз он старается быть услышанным, и понятым зрителями. 

О режиссерской деятельности  Три года назад Самал Кадерович окончил Киргизский государственный институт искусства им. Б. Бейшеналиева по специальности режиссер драматического театра. На вопрос: почему именно этот театр и эта страна, актер отвечает, что появилось желание познать культуру народа близкого по духу казахам, желание научиться чему-то новому в другой стране. Учеба в Киргызстане не была случайностью, это был осознанный выбор, так как Самалом Кадеровичом были сыграны роли по произведениям, переведенных с киргизского языка. Он часто ездил туда на разные кинофестивали и мероприятия, связанные с его творческой деятельностью.  За свою работу на международном уровне между Казахстаном и Киргизией в 2012 году был  награжден дипломом от фонда поддержки культуры и искусства Киргизской Республики «За вклад в развитие и укрепление международных культурных связей». Стоить отметить, что в Киргызстане у актера-режиссера много друзей, которые также трудятся в театре.  Самал Кадерович, отмечает, что в странах постсоветского пространства осталась легендарная система К. Станиславского, где целью актерской  игры является психологическая достоверность. Несомненно, каждая национальная культура пытается внести свойственные ей характерные черты в игру, но фундамент любого спектакля – жить здесь и сейчас в своей роли.  

– Актер — профессия многогранная, синтетическая. Мы пробуем себя в разных жанрах. А профессия режиссера театра – это не легкий, а порой и жестокий ежедневный труд. Могу смело сказать, что это даже не профессия, а призвание, которое каждый режиссер несет через всю свою жизнь. Призвание – созидать. От него сложно убежать, но не менее трудно принять его. И достойно воплотить свое видение в жизнь. Но для того чтобы освоить эту профессию, необходимо, чтобы твою работу заметили, оценили твои творческие устремления и поверили в тебя, – говорит Самал Кадерович.  

О семье У актера-режиссера творческая семья, жена Эльмира Мукашева – актриса и переводчик Казахского драматического театра. У них трое детей, старшая дочь  хочет стать балериной, сейчас она этому учится в Национальной академии искусства в Астане. И двое сыновей, которые в будущем, родители надеются тоже проявят свои таланты.  – Творческая работа не имеет определенного рабочего графика, это не с девяти до шести часов. Наши дети почти всегда были с нами на репетициях. Они, можно сказать, выросли за кулисами, – улыбаясь, говорит Самал Кадерович. – Поэтому мои первые режиссерские работы  были посвящены самым маленьким театральным зрителям. Это сказки: ”Кто царь?” А. Атымтаева, ”Золушка” Е. Шварца, «Барашек и козлик» М. Ахманова, ”Верный друг” Н. Мусаева.  Что касается больших спектаклей, то буквально месяц тому назад с оглушительным успехом состоялась премьера спектакля “Жена по контракту”  по пьесе А. Айларова. Эта комедия с одинаковой долей высмеивает маргинальный образ жизни тех, кто злоупотребляет алкоголем, и показывает, что у таких людей тоже есть надежда на счастливое будущее. Эта постановка пополнила репертуар театра. – Театр – это такое искусство, которое в первую очередь учит быть человеком. Театральное искусство дает человеку, прежде всего, развитие и стремление к совершенству в работе над собой, своими слабостями и привычками. Приходя в театр, зритель сопереживает актерам, ситуациям, вместе с тем театр способен сделать человека гуманным, способствует формированию таких качеств, как человечность и доброта, – считает актер и режиссер С. Абуов.   О шансе на признание Подбирая актеров на главные роли, Самал Кадерович отдает предпочтение тем, кто раньше был задействован в массовках.  – Каждый актер нашего театра талантлив, ко всем всегда предъявляются одинаковые требования, все актеры занимаются над своей сценической речью, вокалом, хореографией. И мне хотелось бы каждому дать шанс проявить свой талант. И, естественно, полностью проявить свой потенциал возможно именно в главных ролях, – считает актер-режиссер.  Он уверен, что наш Казахский драматический театр сегодня является одним из лучших театров республики, встав в один ряд с ведущими театрами страны. Свидетельство этому победы театра и  наших актеров, которые не раз становились лауреатами республиканских театральных фестивалей.  – Тем не менее, всегда есть то, к чему нужно расти. Например, в нашем театре еще не практиковался моноспектакль. Это сейчас очень популярно в России. Поставить спектакль одного актера достаточно сложно. Тема такого спектакля должна быть резонансной, в нем должно быть множество риторических вопросов. Актер своими монологами должен заинтересовать зрителя. К современной форме спектакля нужно стремиться, – уверен Самал Кадерович. – И этому можно научиться, и мы к этому идем.  У каждого человека есть мечты, есть цели. Говоря о своих творческих планах, актер-режиссер отметил, что в будущем ему хотелось бы поставить психологическую драму. – В ней было бы отражено современное общество с его проблемами, конфликтами и нравами людей. И финал такой драмы не происходил бы по закрытию занавеса на сцене, а истинный финал произошел бы в голове каждого зрителя. Хотелось бы дать возможность каждому зрителю самостоятельно дойти до этого, додумать, – говорит Самал Кадерович.  

– Театр не просто вид искусства – это волшебная магия, и она всегда будет притягивать зрителей. 

от admin