В целях стимулирования инновационной активности населения и пропаганды инновационного предпринимательства АО «Национальное Агентство по технологическому развитию» в этом году проводит Национальный конкурс инноваций. В числе объявленных номинаций «Лучший инновационный проект среди школьников».
Сегодня – это просто детские проекты. А ведь вполне вероятно, что за ними наше будущее. В этом я все больше убеждалась, рассматривая космические корабли и шаттлы, разного рода энергосберегающие двигатели и всякие интеллектуальные игрушки, суда, самолеты и танки, причем от самых простых – из бумаги и пенопласта – до самых сложных радиоуправляемых. Каждая модель, разработанная и сконструированная здесь, приковывает к себе нешуточное внимание. Речь идет о станции юных техников, которую можно назвать особым миром – миром умных, креативных, увлеченных детей, которые умеют заглядывать в будущее и закладывать основы для его развития уже сейчас. Одним из таких смышленых ребят, которого называют автором уже нескольких изобретений, является Расул Сулейменов. В кружке робототехники он состоит уже пятый год. С каждым годом его роботы наращивают свои возможности и обретают те или иные особенности. И надо сказать, что их не раз отмечали на республиканских и международных конкурсах по космическим исследованиям. Неоднократный призер на достигнутом останавливаться не собирается. В этом году он завершил еще одну работу – разработку нового космического аппарата, который будет исследовать Марс. – При его разработке я старался учитывать ошибки других подобных изобретений, их недостатки, и при этой работе старался сделать свой марсоход более эффективным. Как известно, находящийся там аппарат третьего поколения «Кьюриосити» призван провести полноценный анализ марсианских почв и компонентов атмосферы. Однако на этой планете еще достаточно неизученных химических элементов. Мой же макет, если не опознает тот или иной элемент, может доставлять минеральные камни на международную космическую станцию с помощью малогабаритного космического корабля, прикрепленного к этому шаттлу, – подчеркнул Расул. Как уверяет юный техник, его изобретение отличается от других марсоходов своей легкостью, маневренностью по преодолению препятствий на поверхности Марса, оно снабжено копательным аппаратом и качественной видеокамерой. Свой продукт будущего, над которым он работал два года, он назвал – KAZ-0750, где 07 – это родной регион, а KAZ50 – стратегия развития Казахстана. Будущий инженер-проектировщик, а именно в этой профессии видит себя наш герой, искренне надеется, что его идея найдет в будущем свое хотя бы частичное воплощение, и таким образом он внесет свой собственный вклад в развитие космической отрасли страны. Подобный аппарат, но уже для изучения Луны, смоделировал юный техник Адил Насипов. В отличие от Расула он на станции практически новичок, здесь он занимается всего год. Однако его изобретение уже заметили и отметили вторым местом на международном конкурсе «Открываем мир науки». – При разработке этой модели я также обеспечил свой аппарат всем необходимым, чтобы он мог пробурить глубже поверхность лунного слоя, добавил несколько исполнительных функций, чтобы он смог беспрепятственно проходить. Если мы сможем пробурить лунное покрытие до 2-х метров или взорвем его взрывчатым веществом, то нам, возможно, удастся найти новые химические элементы, – отметил Адил. – Поэтому я предполагаю, что на этом луноходе будет установлен динамит с таймером для взрыва, с действием которого возможно будет вывести наружу глубокий слой песка, а также разместить на луноходе соединенные друг с другом 3 бура. Как заметил юный техник, степень развития космической техники ежедневно растет. Это говорит о том, что уже через несколько десятилетий мы сможем полностью изучить Луну. Поэтому разработка и создание образцов новых аппаратов сейчас весьма актуально. Помимо кружка робототехники в областном центре детского технического творчества работают еще 17 кружков по двум направлениям – спортивно-техническом и конструкторско-техническом. Всего здесь занимаются 640 детей. По области же в технических кружках насчитывается около 2 тысяч детей. Самым юным техникам – 10 лет. В целях пропаганды и приобщения школьников к техническому творчеству данным центром проводятся различного рода конкурсы. Воспитанники станции выступают со своими работами и на республиканских площадках, и на международных соревнованиях. Практически все участники возвращаются домой с призовыми местами. Огромная заслуга в организации и проведении всей этой работы, конечно же, педагогов станции. На сегодня 19 педагогов дополнительного образования вкладывают душу в дело воспитания технически подкованного подрастающего поколения, не жалея ни сил, ни времени для развития выбранного детьми направления в техническом творчестве. Как заметила заместитель руководителя областного центра технического творчества Апуза Сулейменова, только такие педагоги способны зажечь искру в глазах и огонек в сердце ребенка. Многие воспитанники поступают в высшие и среднеспециальные учебные заведения технического профиля. Другие используют приобретенные знания и навыки для продвижения в иных областях деятельности. Но все они инициативные и творческие, энтузиасты своего дела, думающие и активно воплощающие свои идеи в жизнь, продолжают заниматься своим любимым делом – изучать, исследовать, творить. Рассказать об этом центре, история которого уже насчитывает около 60 лет, я решила не случайно. Ведь именно здесь путем воспитания детей в области научно-технической сферы, развития интереса к науке с самого раннего возраста закладывается базис будущей инновационной среды. Это сегодня они – юные техники, возможно через несколько лет они станут молодыми новаторами, проекты которых «выстрелят» и принесут уже реальные результаты. Поэтому не случайно АО «Национальное Агентство по технологическому развитию» сегодня делает большой акцент именно на школьников. Как известно, в этом году НАТР объявил конкурс «Национальный конкурс инноваций» в восьми номинациях. Одна из номинаций будет разыгрываться среди школьников с целью стимулирования интереса детей к инновациям, воспитания нового поколения изобретателей. – В этом году мы начали активно вовлекать школьников и совместно с британским советом хотим выявить лучшие идеи, – подчеркнул заместитель правления АО «НАТР» Жуматай Салимов. – По итогам конкурса победителю будет предоставлена возможность посетить с образовательным туром Великобританию.
Если говорить о требованиях участия в данном конкурсе, то в этой номинации могут участвовать школьники средних и старших классов, а также студенты 1 и 2 курсов технических колледжей. Как подчеркнули организаторы, для участия в конкурсе авторы должны снять видео продолжительностью не более 2,5 минут о своем проекте, причем в любой отрасли науки, технологии, инженерии или математике, разместить на канале youtube и указать в заявке ссылку на видео. Конкурс закрывается в 23:59 по времени Астаны 22 ноября 2015 года. Заявку необходимо подать до этого времени.