Вт. Сен 27th, 2022

пт, 17/03/2017 — 21:15

В этом году в Уральске открыт образовательный центр, где школьники с младших классов изучают 3d-проектирование, конструируют управляемых роботов и пишут для них программы. 

Согласитесь, мечтая чтобы ваш ребенок стал победителем Олимпийских игр, мы с пяти лет отводим его в спортивную секцию. Будущие музыканты-виртуозы с шести-семи лет изучают нотную грамоту, постигая азы игры на инструменте. Небезосновательно считать, что такой же подход должен быть и в воспитании будущих инженеров, конструкторов, изобретателей. И это уже распространенная практика многих развитых стран. К примеру, в таких странах как Япония, Южная Корея, США развитие детской инновации возведено в ранг стратегической задачи.  Такое обучение должно быть интегрированным – необходимо одновременно развиваться в таких ключевых академических областях, как наука, математика, технологии и инженерия. Этот интегрированный метод обучения называется STEM (аббревиатура от science, technology, engineering and mathematics). В настоящее время STEM является одним из главных трендов в мировом образовании, обеспечивая подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов. На основе STEM появились новые варианты данного понятия, наиболее распространенными из которых являются STEAM (наука, технологии, инженерия, искусство и математика) и STREM (наука, технологии, робототехника, инженерия и математика).  О том, почему именно с младшего школьного возраста можно и нужно развивать проектное мышление и техническое творчество, приучая детей к работе на самом современном оборудовании с числовым программным управлением, мы беседуем с Сабыром Мухамбетовым, директором открытого недавно образовательного центра «Qazaq steam center», где впервые в области внедряется STEAM-методика обучения:  – Несколько лет в стране реализуется программа индустриально-инновационного развития, действует много других программ по поддержке инноваций. Тем не менее, изучая результаты этих программ, рано говорить о полной отдаче от них. Причина в том, что у нас очень слабо развита основная часть технологической среды – кадры. По факту изобретатели в Казахстане есть, но претворить свою идею в жизнь, создать прототип они не могут, нет практических знаний или потенциальных исполнителей – технарей, современных инженеров среднего звена, что работают на современных станках, аппаратах. Очень тяжело развить проектное мышление, привить техническое творчество человеку, не знакомому с современным оборудованием. Ведь это дело ни одного дня, и даже года. Поэтому, исходя из десятилетнего опыта работы в сфере образования, родилась идея создания такого образовательного центра, где школьники, а в дальнейшем и взрослые, могли бы узнать, что такое роботы и что они могут делать, конструировали их, писали для них программы управления, занимались 3d-моделированием и прототипированием. Взять, к примеру, наш регион. Только по одному направлению – сельскому хозяйству – подобные технологии могут использоваться в самых разных направлениях, начиная от GPS-навигации и дронов для облета территории и заканчивая оборудованием для работы на полях, фермах и перерабатывающих предприятиях.  Предприниматель изучил все инструменты господдержки. В фонде «Даму» узнал о льготных кредитах и грантах, консалтинговая компания разработала бизнес-план. В прошлом году проект, как инновационный, поддержан грантом в рамках госпрограммы «Дорожная карта бизнеса – 2020». Для софинансирования пришлось также взять льготный кредит по программе «Дорожная карта занятости – 2020». На полученные средства закупили мебель, 3d-принтер, самые продвинутые конструкторы, инженерное программное обеспечение. Взяли в аренду здание.  Сегодня в центре уже свыше 20 воспитанников. Как отмечают преподаватели центра, школьники начального звена, в основном, работают шаблонно – собирают робота, пишут программы для его модуля. Далее им предлагают создать его на 3d-принтере. Для этого сначала необходимо сделать на компьютере проект каждой детали в трехмерном формате. Среднее и старшее звено на основе полученных знаний может выдавать уже инновационный продукт, проявляя техническую фантазию. – Наша задача – дать навыки работы на самом современном оборудовании и зажечь искру технического творчества, – говорит Сабыр Валерьевич.  А потому планы у руководства центра грандиозные. Во-первых, это подготовка воспитанников для участия в соревнованиях и олимпиадах самого различного формата. Во-вторых, сам центр должен стать участником образовательных программ, которые реализуют крупнейшие международные корпорации по этим направлениям.  Этой весной центр намерен закупить конструкторы для сборки беспилотных летательных аппаратов. В дальнейшем – приобрести аппарат лазерной резки, токарный станок с ЧПУ, вакуумный пресс и другое оборудование последнего поколения, чтобы преобразоваться в Центр профессионально-технических компетенций, где могли бы обучаться не только дети, но и взрослые.  На недавней встрече бизнес-сообщества с акимом области предприниматель предложил рассмотреть и внедрить в регионе пилотный проект, предполагающий увеличение охвата детей внешкольным образованием. – Подобная система действует в России, – рассказывает Сабыр Валерьевич. – Там каждому ученику начальных классов по линии уполномоченного органа выдается сертификат, по которому ребенок может посещать кружки, как бюджетные, так и коммерческие. Организация дополнительного образования обучает ребенка, обналичивая сертификат в уполномоченном органе. Это хороший пример государственно-частного партнерства, когда государство финансирует, а бизнес предоставляет необходимую инфраструктуру. В этом плане можно начать хотя бы с детей, воспитывающихся в малоимущих семьях. Везде есть таланты, но не у каждого есть возможность развиваться. 

Основной эффект от такого проекта – больший охват детей дополнительным образованием, приобщение к специальностям, которые сегодня так необходимы на рынке труда. А это значит, что, возможно, через несколько лет Казахстану не придется приглашать технологов и инженеров из-за границы. 

В Австралии в 2015 году была принята Национальная стратегия развития STEM-образования в школах на 2016-2026 годы. В ней определены пять ключевых задач: повышение заинтересованности школьников в STEM; увеличение потенциала учителей и повышение кaчества преподавания предметов STEM; поддержка STEM-образования в школах; содействие эффективным партнерским отношениям с вузами, бизнесом и промышленностью; создание прочной базы данных. В более чем десяти странах Европы имеются подобные национальные стратегии и инициативы (Австрия, Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Италия, Ирландия, Испания и другие). Актуальность STEM-образования в США подчеркивается принятым в 2013 году Стратегическим планом по развитию STEM-образования. В рамках Плана планируется к 2020 году подготовить 100 тысяч новых эффективных учителей STEM и оказать поддержку действующему контингенту педагогов. Другой целью является увеличение до 50% доли учащихся средних школ, вовлеченных в STEM. Также планируется увеличить число выпускников колледжей и вузов по STEM-специальностям на 1 миллион человек. В Финляндии институциональная рамка развития STEM была создана еще 13 лет назад. В частности, Национальный научный образовательный центр LUMA координирует взаимодействие между школами, университетами, промышленностью и бизнесом. Данный центр разрабатывает мероприятия для школьников, к примеру, научно-технические лагеря, а также организовывает курсы повышения квалификации и семинары для учителей без отрыва от работы. Кроме того, LUMA служит в качестве ресурсного центра, предоставляющего различные учебно-методические материалы в области STEM.

от admin