Пт. Апр 19th, 2024

Чистые коридоры, уютная обстановка, тишина и покой. Солнечный свет, резво пробивающийся сквозь стекла окон, добавляет этой атмосфере мягкости и тепла. Трудно поверить, пока не убедишься лично, что это пришкольный интернат, где живут дети! — Почему так тихо, ведь у ребят уже давно закончились занятия? – спрашиваю у заведующего интернатом Есенгельды Бимагамбетова. — Дети делают уроки, — почти шепотом отвечает Есенгельды агай, ведя меня в свой небольшой уютный кабинет, где и рассказывает о жизни подростков, живущих в пришкольном интернате областной казахской школы-интерната-комплекса для одаренных детей №11 им. С. Сейфуллина. Есенгельды Бимагамбетов работает здесь уже 24 года и за это время проводил из дверей школы не одно поколение выпускников. Тех, что во время учебы жили в интернате, помнит поименно. Еще бы, дети приходят сюда пятиклассниками, а уходят через семь лет вполне взрослыми людьми, каждый со своей мечтой. Сегодня в пришкольном интернате ОКШИКОД №11 им. С. Сейфуллина живут 212 детей со всей области, из каждого района. На втором и третьем этажах интерната 65 комнат, где школьники, в зависимости от возраста, и родственных связей, живут по 2-3 человека. В комнатах ничего лишнего – кровати, письменный стол, шкаф для одежды, комод для личных вещей, стулья по количеству проживающих, зеркало. На первом этаже – столовая (в комнатах категорически запрещено хранить и употреблять пищу), медкабинет, прачечная, душевая, сушилка для белья. В общем коридоре просторные комнаты отдыха с телевизором для разновозрастных детей и комнаты для дополнительных занятий, где в свободное время, а надо сказать у учащихся его не так уж и много, они играют в настольные развивающие игры, проводят праздничные мероприятия. Например, дни рождения. Несмотря на строгий распорядок дня, расписанный буквально по минутам, дети не чувствуют здесь себя оторванными от остального мира. По выходным дням воспитатели водят их в кино, театр, некоторых детей, живущих в близлежащих от города районах, забирают домой родители, других на субботу и воскресенье увозят родственники. А в будние дни можно погулять на свежем воздухе на территории интерната, но только в свободное время. – День у нас начинается в 7.00 утра и до занятий в 9.30 ребята должны успеть привести себя в порядок, убраться в комнатах и позавтракать, а также сделать зарядку, – рассказывает Е. Бимагамбетов. – После основных занятий они обедают, затем расходятся по своим кружкам и секциям. После обеда около двух часов у них свободное время, но дети предпочитают провести его с пользой. Одни ходят в школьную библиотеку, другие на дополнительные занятия (это своеобразная продленка), где с педагогами делают домашнее задание. Ближе к вечеру, после ужина, ребята собираются у телевизоров или в комнатах отдыха. В 21.00 у нас отбой. Но детям постарше мы иногда разрешаем ложиться спать попозже, еще позаниматься, если кто-то из них не успел выучить на завтра урок. Безусловно, сразу привыкнуть к такому режиму дня в десятилетнем возрасте, оставшись на неделю, а то и на месяц, без родителей, детям очень тяжело. Период адаптации занимает у них почти полгода, но зато приходят чувство ответственности и самостоятельность. Надо отметить, что в пришкольном интернате ни одна комната не запирается на замок, их на дверях просто нет. Да и случаев разбирательств по поводу неподобающего поведения учащихся, что, казалось бы, характерно для интерната, заведующий тоже ни одного не припомнил. — Это же одаренные дети. Они, только решив приехать учиться в эту школу, уже точно знают, зачем им это. То есть с детства они нацелены на учебу, на другое у них не остается времени. Прежде, чем ребенок поступит в нашу школу, он должен сдать несколько экзаменов, причем сдать хорошо. Кроме того, ребята проходят различные психологические тесты. Конечно, у каждого ребенка индивидуальный характер, к каждому нужен особый подход, но мы работаем над этим уже с первых дней заселения ребенка в интернат, — рассказывает Е. Бимагамбетов. Подростков в интернате приучают не только к самостоятельности, но и развивают в них набор главных человеческих качеств: воспитанность, интеллигентность, ответственность, честность, порядочность, сдержанность. – Большинство родителей замечают перемены в характере ребенка уже в первые недели его проживания в интернате, – говорит Есенгельды ага. – Они отмечают, что дети становятся более ответственными и самостоятельными, уравновешенными и рассудительными. Воспитанием детей у нас занимаются 13 воспитателей и 6 их помощников. Все они люди с соответствующим образованием и подготовкой. Пока мы беседовали, в коридоре интерната стало оживленнее. Как и положено, по графику у ребят началось свободное время. При этом их никто не оповещал об этом. – У старших ребят почасовой распорядок дня уже автоматически усвоился, ну а младшие пока равняются на них, – с улыбкой сказал Е. Бимагамбетов и повел меня на экскурсию по комнатам интерната. В одной из комнат за письменным столом корпели над учебниками три девочки. Старательно выводя в тетрадях письменное задание, они не спешили присоединиться к тем, кто уже закончил работу. Все три девочки учатся в пятом классе. 11-летняя Ельдана Рахимкулова из Сырымского района, а подружки Сауреш Бекетова и Айгерим Конар из г. Аксая Бурлинского района. Сауреш первая и пока единственная из семейства Бекетовых, сумевшая поступить в школу для одаренных детей, поэтому, по словам девочки, ее родители очень гордятся дочерью. – Я очень сильно хотела поступить в эту школу и усердно готовилась к этому, – говорит Сауреш. – Конечно, в первый месяц было тяжело вдали от родителей, но сейчас я уже привыкла, стало намного легче и в учебе. А вот Айгерим уже третий одаренный представитель своей семьи. Первым школу для одаренных детей закончил еще ее дедушка. Сейчас здесь также учится ее старшая сестра. – Нам очень нравится учиться здесь. Нравится, что у нас есть дисциплина, ведь от этого становишься ответственнее, – говорит 10-летняя девочка. Нельзя сказать, что все дети в интернате – это большая семья, но уважение друг к другу среди них чувствуется. Также здесь очень знакомы и близки такие понятия, как взаимопомощь, поддержка в трудную минуту. Вот она, будущая национальная элита, – подумалось мне, когда я прощалась с обитателями пришкольного интерната. – Это не обычные дети. Не огражденные от элементарных детских шалостей и слабостей, они, тем не менее, целиком посвящают себя учебе, самостоятельной добыче знаний и развитию способностей и талантов. Сосредоточившись на главной цели, они спокойно проходят мимо всевозможных жизненных соблазнов.

Сравнивая этот интернат с другими, для обычных детей, где мне приходилось бывать, я не нашла особых различий в условиях проживания детей. Отчего же тогда между воспитанниками тех и других чувствуется заметная разница в отношении к жизни, к своему будущему? Может быть оттого, что к одаренным детям с раннего возраста относятся как к особенным личностям в обществе, а среднестатистических сразу приписывают в ряды незаурядных? Тогда, наверное, стоит попробовать всем взрослым: родителям, педагогам, воспитателям, чисто теоретически, не делить детей на определенные категории, а относиться к каждому из них, как к особенному, развивая присущий только ему талант.

от admin