Улица Баскачкинская – вот какое название носила она до революции. В целом уральская топонимика весьма интересна, так как дает представление не только об истории города, но и о том, какие люди тут жили, чем они занимались, с кем имели торговые, дружественные взаимоотношения. Ныне покойный ветеран отечественной журналистики Юрий Асманов в своей книге «Записки старого газетчика» писал, что Баскачка и соответствующий Баскачкин мост получили свое именование от тюркского слова «баскак», означающее «сборщик податей». «Баскак был крупным чиновником золотоордынских ханов. Он мог быть даже князем», – писал Юрий Ильич Асманов. – «Он следил за неукоснительным соблюдением законов и порядков, предписанных ханом в завоеванных землях. При нем были довольно крупные отряды, которые жестоко подавляли любые проявления недовольства среди данников. Кроме наблюдения за покорностью жителей и князей, на баскаках лежала обязанность поддерживать других ханских чиновников «даруг» при собирании ими податей и пошлин, доносить хану о недоимках. Сам же баскак для сбора податей не посылался, но мог брать его на откуп, как курский баскак Ахмат. Надо отметить, что первые сведения о баскаках получили в Европе от Плано Карпини – известного монаха-путешественника, проследовавшего через Баскачкин мост с посольством папы Иннокентия IV к хану Кублаю в 1245 году». Далее Ю. Асманов пишет, что Баскачкин мост стоял на большом караванном пути, остатки этого тракта можно и сейчас увидеть в степи за озером Шалкар и на Кушуме. Сама же улица Баскачкинская соединяла старую, историческую часть города от реки Чаган с Мясокомбинатом, который также был построен в дореволюционное время. С Баскачкиной улицей связаны многие уральские легенды, и даже старожилы уже не могут разобрать, где действительно быль, а где небыличка, начинающаяся со слов «давным-давно», о котором что ни соври – все впопад будет. Так, например, говорили, что под Баскачкинской улицей тянется подземный ход до самой Золотой церкви (Храма Христа Спасителя). Якобы по этому тоннелю осужденных на смерть приводили в храм для принятия последней исповеди и Причастия. Зато доподлинно известно и исторически зафиксировано, что за Баскачкиным мостом было кладбище, на котором хоронили самоубийц, так как захоронение людей, совершивших такой великий грех, на православном кладбище церковью не благословлялось. Нехорошие слухи, связанные с Баскачкинской улицей и Баскачкинским мостом, ходили во времена Голодомора 1921 и 1933 годов. В то время на город часто нападали банды, но убитые бандиты, как правило, бесследно исчезали. Среди старожилов бытует мнение, что их поедали люди, единожды попробовавшие человечины. Распознавали таких по внешнему виду: у них была своеобразная припухлость лица, кожа становилась прозрачной. От таких старались держаться подальше. В Уральске «дурной» славой пользовался Баскачкин мост. Так эта история описывается на одном из уральских форумов в сети. После революции Уральск захлестнула волна большевицких переименований. Баскачкинская улица получила название в честь советского государственного деятеля Феликса Дзержинского. Проспектом Евразия улица стала именоваться уже в эпоху Независимости, соответствующее название было присвоено в 2003 году. Как писала в то время пресса: «Данному решению предшествовали многочисленные заявления-просьбы в адрес маслихата от различных трудовых коллективов и общественных организаций. В течение шести лет горожане просили переименовать улицу им. Дзержинского в улицу имени Мустахима Ихсанова, однако городской маслихат не принял такого решения. На этот раз общественность просила переименовать эту улицу в проспект Евразии» (газета «Караван» от 08.01.2003 года).
Сейчас проспект Евразия тянется через центр города от улицы Чагано-Набережной до улицы Гагарина. Здесь располагаются такие объекты, как новая (Белая) мечеть, ТРЦ «City Center» и «Галактика», Ледовый дворец спорта, а также объекты малого и среднего бизнеса.
Галина САМОЙЛОВА