Пт. Сен 20th, 2024

– Кайсар, Вы являетесь сертифицированным бизнес-тренером. Как начался Ваш путь в эту сферу? – Я долгое время работал в корпоративном секторе и в какой-то момент начал понимать, что для того, чтобы развиваться и двигаться дальше в своем развитии, нужно не только обучаться, но и обучать других. Потому что, когда ты начинаешь обучать, ты вспоминаешь теоретические концепции, вкладываешь в них свой практический опыт, и это еще больше закрепляется в твоем восприятии и понимании. Но для того, чтоб научиться обучать других, мало иметь экспертизу и компетенции в какой-либо теме, поэтому я прошел обучение тренерским технологиям и стал на путь тренера. И понял, что мне нужно передавать знания другим, что люди нуждаются в таких знаниях, нуждаются в том, чтобы их научили. Мой осознанный личный выбор – понимание того, что нельзя что-то получать от мира, ничего не отдавая взамен. Поэтому я обучаю людей, даю им возможность осознать, приобретать новые знания и опыт. Провожу не только платные тренинги, существуют занятия и на безвозмездной основе в рамках благотворительных мероприятий, в малобюджетных организациях, школах, университетах. Когда я делюсь своими знаниями, чувствую, что тоже получаю что-то для себя в духовном плане. Наверное, передавать знания другим – это моя жизненная миссия на настоящем этапе моего развития. – У нас в стране малый и средний бизнес очень активно развивается. Ваше мнение, как тренера, насколько сейчас наши предприниматели нуждаются в тренингах, повышении эффективности сотрудников и каких результатов они могут достичь? – Вы правы, предпринимательство развивается очень активно. И мы, тренеры, часто участвуем в программах для предпринимателей, в том числе по линии ЕБРР, НПП «Атамекен» в разных регионах. Для предпринимателей важно получать эти знания, которые называются «soft skills», то есть «гибкие навыки». Они предназначены не только для предпринимателей, но и в принципе для любого современного человека, который хочет развиваться и быть эффективным. Это навыки, которые нам пригождаются в повседневной жизни, в деловой среде. Для предпринимателя эти навыки особенно важны на самом начальном этапе развития бизнеса, потому что таким образом он понимает, в каком направлении ему лучше развиваться и что для этого нужно. Тренинги дают возможность предпринимателю в короткий срок обучиться необходимым навыкам для ведения бизнеса: управленческим, презентационным, коммуникативным навыкам, сервису, ведению переговоров и т.д. Помогают избежать тех ошибок, которые может совершить предприниматель на этом нелегком пути. Мы всем знаем, как начинали свой путь первые предприниматели: на собственных ошибках, которые иногда стоят серьезных потерь. Здорово, что в нашей стране есть возможность не только создавать и развивать свой бизнес, но и обучаться науке его ведения бесплатно. Я уверен в том, что тренд развития предпринимательства даст серьезный толчок нашей молодежи и породит бизнесменов нового поколения. Предприниматели – это основа среднего класса и основа гражданского общества. В то же время нужно четко понимать, что обучить предпринимателя всему невозможно. Ведь это не просто профессия или занятость в определенной сфере, это своего рода школа жизни, которую проходит человек. В ней есть и этапы падений, кризиса, этапы активного роста, развития. И только «закалившись» в этих стадиях, он в будущем может стать действительно крепким бизнесменом. Соответственно, тренинг – это не волшебная таблетка для успеха. Нельзя гарантировать, что человек, прошедший тренинг, сразу станет эффективным бизнесменом. Любой бизнес-тренинг – это один из обучающих факторов, составляющих предпринимательский опыт, который помогает, направляет и ускоряет его развитие. – Как Вы считаете, с чем связан тренд развития бизнес-тренингов и тренинговой деятельности в настоящее время? Можно ли соотнести его с современной социально-экономической ситуацией в Казахстане? – На мой взгляд, тренд активного развития бизнес-тренингов, конечно, можно соотнести с социально-экономической ситуацией в республике. И мы сейчас наблюдаем интерес к тренингам не только в бизнесе, но и в государственных органах, университетах, медицинских учреждениях, то есть везде, где работают люди, и где необходимы навыки «soft skills». Это хорошо, потому что люди начинают понимать важность развития деловых навыков, которым не обучают в базовом образовании, в школах, высших и средних учебных заведениях. То есть все эти навыки нужны любому современному человеку независимо от места работы и социального статуса. Можно сравнить это с фитнесом. Если мы долго не занимаемся спортом, активно не двигаемся, мышцы атрофируются. Так же и с мозгом: если мы перестаем читать книги, давать мозгу полезную информацию для размышления, перестаем учиться и узнавать что-то новое – мозг становится слабым. Чтобы его усилить, конечно, не обязательно постоянно посещать только тренинги, это могут быть форумы, конференции, читательские клубы, мастер-классы и любые мероприятия, которые дают возможность нам узнавать что-то новое для своего развития. Все это дает возможность нашему мозгу напитаться идеями и структурировать имеющиеся знания. Например, короткий двухчасовой тренинг – может быть, своего рода, толчком или, как некоторые говорят, «пинком», а по сути, мотивацией к своему росту. Эффективность тренинга хорошо достигается при длительной программе на несколько дней. Здесь прорабатываются не только установки (отношение, поведение) участника, но и конкретные навыки, которые закрепляются в ходе тренинга. Далее все зависит от мотивации самого человека – если он продолжает использовать полученные знания и навыки, то результативность будет выше. Если он пришел просто отсидеть эти часы и ждет работы только от тренера, а сам на результат не настроен, то в итоге получится разовый, легкий эффект. – Переходя от темы бизнеса к СМИ: считается, что журналист, выдавая какую-либо информацию, по сути, продает продукт. С этой точки зрения, насколько эффективны сегодня масс-медиа в стране и какой продукт они продают? – Сложно судить о том, что сейчас находится в поле масс-медиа, тем более об их эффективности. Нужно понимать, что всю информацию, которая подается в СМИ можно поделить на три части: первое, где заказчик – это государственная власть, здесь есть место информированию и пропаганде; второе, где заказчики – отдельные заинтересованные лица, у которых есть свои цели, здесь есть много интерпретаций, нужных для этих лиц, в том числе скандалы, компроматы и т.д.; третье – это «жареные» факты, которые привлекают внимание читателя и, собственно, то что, к сожалению, больше всего привлекает население как продукт. К сожалению, тот контент, который предлагается нашими масс-медиа сегодня, практически не переваривается населением. Это сравнимо с тем, когда тебе подают недожаренный либо пережаренный продукт, которым можно отравиться. Так же и с информацией. Поэтому стараюсь не реагировать на эмоциональные подоплеки, интерпретацию события в новостных лентах, делаю для себя выводы по состоявшемуся факту или читая «между строк». Стараюсь перепроверить и не делать поспешных выводов, потому как один и тот же факт можно преподнести совершенно по-разному. Меня, как читателя, это не устраивает. С другой стороны, в этом месте, я четко пониманию, что нашим СМИ очень сложно найти какой-то баланс в подаче информации, чтобы еще и быть продаваемыми. Я думаю, что масс-медиа станут действительно эффективны, когда будет реальная конкуренция и независимые СМИ. Но пока мы дорастем до этого времени, нас уже нагоняет новый тренд, в котором почти каждый обыватель становится СМИ, имея при себе телефон и соцсети. – Являются ли блогеры проводниками информации между государством и обществом? И насколько перспективно течение блогерства в Казахстане? – Мое субъективное мнение таково, что волна интереса к блогерству в Казахстане начинает снижаться. Возможно, у потребителя есть разочарование в том, КТО является популярными блогерами, кто за ними стоит, как они меняют свое мнение, чьи выполняют заказы и самое главное, дают ли эти блогеры заявленный эффект для рекламодателей и потребителя. Блогерство сейчас находится в определенной эволюционной стадии, и я убежден, что следующий этап – это блогеры-эксперты, то есть профессионалы, имеющие узкую экспертизу, которые разбираются в какой-то конкретной сфере. Эти блогеры будут более интересны, чем те, кто пытается поймать хайп на любой теме, раздуть из нее скандал и собрать себе максимум подписчиков. В любом масс-медиа важно доверие потребителя. Блогер-эксперт больше вызывает доверия, чем хайповый блогер. Следующий этап развития блогерства – переход в формат видео, который пока только набирает обороты в Казахстане. Потому что все больше людей ориентированы на видео-контент и информацию получают преимущественно из видео- и аудиоконтента. – Вы часто работаете с людьми в больших аудиториях. По Вашему опыту, каких навыков не хватает людям для достижения личной и профессиональной эффективности, независимо от сферы занятости? – В первую очередь – навыки коммуникации: умение просто слушать, слышать другого человека, убеждать, давать правильную обратную связь, умение управлять своим эмоциональным состоянием. Те навыки, которые нам нужны ежедневно и пригождаются в постоянной практике. Потребность в обучении правильно общаться будет только возрастать, потому что мы видим, какие проблемы с коммуникациями у подрастающего поколения, которое все меньше и меньше получает практики живого общения в следствие использования гаджетов. – На Ваш взгляд, как тренера: что еще нужно сделать, чтобы максимально эффективно реализовывать государственные программы и инициативы при участии всех членов общества? – Как ни странно, всего две вещи. Первое – устанавливать качественную обратную связь с населением: не просто давать возможность высказаться, а слышать основного потребителя этих программ и вовремя предпринимать меры. Мы видим, что государство в этом направлении уже предпринимает шаги. Например, было поручение Главы государства открыть аккаунты в соцсетях руководителям всех уровней для постоянной связи с населением. Население должно понимать, что госслужащие – это наши наемные менеджеры, которые выполняют сервисную функцию для государства. Поэтому они должны получать эту обратную связь, и чем ее будет больше, тем легче будет принимать правильные решения, структурировать ситуацию и принимать меры не тогда, когда что-то случится, а в качестве превенции. Тогда удастся избежать социального напряжения и конфликтов на этой почве. Поэтому основная задача – наладить каналы обратной связи и правильно реагировать на сигналы, которые подает население. Второй момент – вовлекать сообщества в решении социальных проблем. Мы видим в последние годы, как растет количество сообществ. Возросла инициатива со стороны граждан в решении социальных проблем. У каждого сообщества есть свои цели и интересы, нам лишь нужно вовлекать их в те процессы, которые государство пока пытается реши самостоятельно, сотрудничая и используя их экспертизу и инициативу.

– Благодарю за беседу!

Записала Галина САМОЙЛОВА

от admin