Президент страны Нурсултан Назарбаев объявил первое воскресенье июля Национальным днем домбры. Эту новость казахстанцы приняли с большим воодушевлением и радостью. Ведь этим инструментом написана история казахского народа.
Домбра – это неотъемлемая часть казахского народа, мелодичность которой передает душу казахов. Это инструмент кюев, оставленных нынешнему поколению от великих импровизаторов. Для казахов кюй – больше, чем произведение, это звучащая страница истории народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбре). В народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах – домбра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента – домбры. Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всем на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал строить мост. А младший брат все играет да играет. Так день прошел и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь к старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было сил ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он в дочь местного хана.
Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть долго и красиво. Он исполнил песню о хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
Домбра – это брэнд
Для казахов домбра всегда была особенным инструментом, ведь им написана история казахского народа, считает известный музыкант и мастер по изготовлению домбры Едиге Набиев. – В кюях и терме хранится богатая история нашего народа, домбра – это наш брэнд. Мы должны ценить и уважать культурное наследие наших предков, поэтому я поддерживаю Президента страны Нурсултана Назарбаева в том, что теперь казахстанцы будут отмечать Национальный день домбры, – говорит кюйши Е. Набиев. Жизнь Е. Набиева связана с национальным инструментом еще с детства. – Домбру у казахов считали всегда ценным имуществом. Национальный инструмент висел в каждом доме на самом видном месте. Мой отец был очень талантливым кюйши и жыршы. Дастан «Астай-Махамбет» он исполнял всегда с импровизацией, люди его слушали с удовольствием. У меня с детства был интерес к национальному инструменту. Но папа не разрешал трогать домбру, боясь, что я ее сломаю. У нас дома было две домбры. Одна сделанная из дерева березы руками мастера Қасайын, а вторая была изготовлена в 1949 году: ее подарила сестра моего отца на его день рождения. Мой отец Куангали был левшой, а старший брат – правшой, поэтому две домбры были настроены по-разному. В то время это считалось большим богатством. Когда был совсем маленьким я даже болел, если не мог подержать хоть немного домбру, – поделился воспоминаниями Едиге аға. Как оказалось, безграничная любовь к звучанию национального инструмента раскрыла талант в подростке. Он начал ремонтировать национальные инструменты односельчан. После сам стал мастером по изготовлению домбры. Многократно принимал участие в международном конкурсе для мастеров по домбре «Үкілі домбыра», в котором дважды его признали победителем.
– В домбре скрывается много необъяснимого. Я считаю, что у этого музыкального инструмента есть душа. Поэтому каждый казахстанец должен понимать ценности, которые таит в себе этот инструмент. Рад, что теперь у домбры есть национальный праздник, – отметил мастер.
Домбра должна быть в каждом доме!
Директор музыкального колледжа Нуржан Сертеков рассказывает, что за границей люди очень ценят домбровую музыку. – Домбра должна стать признанным мировым инструментом, как и фортепиано или скрипка. Когда я был студентом, советский казахский оперный и камерный певец, народный артист и актер Ермек Серкебаев рассказывал, что проводил концерт за рубежом, точнее в Германии. На этом концерте с ним были известные личности, как казахский оперный и камерный певец Алибек Днишев, народный артист Казахстана, кюйши Каршыга Ахмедьяров. Они исполнили «Турецкий марш» Моцарта, но никто не апплодировал. После решили исполнить и другие известные мировые композиции. Все равно публика была равнодушна. В конце концов, кто-то из зрителей в зале обратился к казахстанским талантам: «То, что вы исполняете мировую классику, нам не интересно. Мы часто ее слышим. Мы пришли услышать ваши национальные произведения». Тогда К.Ахмедьяров выступил с произведением Абыкена Хасенова «Қоңыр». Зал был в восторге и требовал еще выступлений. Их не отпускали со сцены даже после 6-7 кюев. Концерт продлился на два часа. Это говорит о том, что наши произведения ценят за границей, они нравятся ценителям музыки. К примеру, расскажу о группе «Ұлытау», которая сочетает в себе домбровую, скрипичную и гитарную музыку. На международном конкурсе музыкантов в Голливуде они завоевали гран-при. Тогда они исполнили произведение Курмангазы. Один из членов жюри тогда попросил дать координаты композитора, отметив, что исполненная казахстанскими музыкантами композиция – это шедевр. Человек из жюри даже не знал, что этот шедевр написал человек, который жил еще в XIX веке, – рассказывает Нуржан Сертеков. По его словам, значимость инструмента раскрывают легенды о ней. – Когда погиб сын Жошы хана, никто не знал, как сообщить ему эту новость, потому что Жошы хан выступил с Указом, что тот, кто сообщит о смерти его сына, будет казнен. Тогда домбырашы Кетбұға сыграл кюй, который передал своим звучанием недобрую весть. Хан понял, что сын умер и приказал казнить композитора. Тогда Кетбұға ответил хану: «Я вам ничего не сообщал, вы поняли все по моей музыке. Так как я ничего не произносил сам, вы не можете меня казнить». Так Кетбұға избежал наказания. Но хан не хотел проигрывать ему. Поэтому он приказал визирям отвезти импровизатора к подножью гор, где жил дракон. Кетбұға думал, что смерть неизбежна и решил играть свои кюи. Дракон же не тронул музыканта. Он молча слушал домбровую музыку. В какой-то момент дракон исчез. Кетбұға решил воспользоваться этим и сбежать. Как только он перестал играть на домбре, перед ним появился дракон, который толкал перед собой большой кусок золота размером с голову лошади. Вот так он вознаградил Кетбұға за красивую домбровую музыку, – рассказывает невероятно красивые легенды Н. Сертеков. По словам Н. Сертекова, подписание Президентом страны Указа о национальным празднике было верным решением.
– Теперь к этому празднику и его значению, смыслу, к домбре и его звучанию проявят интерес не только казахи, а все казахстанцы. Потому что это национальный общий праздник. Каждый задумается, что это за инструмент, что ему даже посвящен праздничный день, – сказал Н. Сертеков.
Динара КИНДЕРБАЕВА