Главой государства поставлена задача – до 2020 года достичь 100% охвата детей от 3 до 6 лет дошкольными организациями, в том числе и за счет развития государственно-частного партнерства (ГЧП). Благодаря этому инструменту между государством и бизнесом, казалось бы, налаживается взаимовыгодное сотрудничество: предприниматели могут получать займы на выгодных условиях, а государство, с помощью бизнеса, решать социальные задачи. Однако, по данным областного управления экономики и бюджетного планирования, в Западно-Казахстанской области по механизму ГЧП не реализован еще ни один проект. Мы попытались выяснить, что настораживает предпринимателей, которые не спешат идти на сотрудничество с государством в рамках ГЧП, в данном случае – по охвату детей дошкольным образованием, несмотря на выгодные условия программы. Для начала разберемся, что такое ГЧП, и какие условия предоставляются предпринимателям в рамках данной программы. – Цель модели ГЧП – привлечение частного капитала в развитие инфраструктуры и повышение качества услуг. Кстати, качество оказания услуг в рамках проектов ГЧП в социальной сфере – это один из главных аргументов в пользу ГЧП. Всеми давно признано, что частники оказывают любую услугу на порядок лучше государственных организаций, так как от этого напрямую зависит их доход, – рассказывает начальник отдела инвестиций областного управления экономики и бюджетного планирования Мейржан Баймаганбетов. – Есть несколько моделей механизмов реализации ГЧП. То есть, возможно как строительство новых объектов, так и передача в управление действующих объектов государственной или частной собственности. Реализация проекта ГЧП включает разработку концепции проекта ГЧП, определение частного партнера, заключение договора ГЧП, выполнения сторонами условий договора ГЧП (ст. 10 Закона о ГЧП, принятого в 2015 году). Сроки прохождения данных стадий сокращаются при использовании упрощенных конкурсных процедур. На этапе планирования основное время занимает разработка концепции проекта (документ, предусматривающий описание целей, задач, основных направлений деятельности проекта, источников возмещения затрат и получения доходов, мер государственной поддержки), а также ее экспертиза и согласование. Минимальный срок – 3-4 месяца. А вот одна из особенностей проектов ГЧП – это долгосрочность их реализации. Государство и бизнес, решив вступить в равноправные партнерские отношения, не должны рассчитывать на сиюминутный эффект. Срок договора может достигать от 3 до 30 лет, в течение которого частный партнер обеспечивает эксплуатацию и полное содержание объекта. Что касается преференций, которые гарантирует Закон РК «О государственно-частном партнерстве» предпринимателям – партнерам государства, ведь частнику необходимо видеть финансовую привлекательность в проектах, возьмем пример по детскому саду. По договору, скажем, на максимально возможный тридцатилетний период выделяются средства на содержание, «подушевое» финансирование его воспитанников, для чего в бюджет ежегодно закладываются нормированные выплаты детским садам на каждого ребенка. Даже при дефиците бюджета секвестирование в данном случае невозможно, то есть предприниматель будет гарантированно получать от государства определенную сумму. Кроме этого, для строительства какого-либо объекта в рамках ГЧП земельные участки, согласно Земельному кодексу (статья 48), частным инвесторам предоставляются вне конкурса. Такой упрощенный порядок предоставления земельных участков сокращает время на реализацию проекта. Также в рамках ГЧП акимат предоставляет такую меру поддержки, как гарантия потребления – предоставляет поток детей, стоящих в очереди на место в детсаду, и в первую очередь в те дошкольные учреждения, управление которыми осуществляется в рамках проекта ГЧП. То есть доходами частного партнера является государственный заказ, плата от родителей, предоставление дополнительных услуг плюс поэтапная компенсация инвестиционных затрат на реализацию проекта ГЧП за счет господдержки, – подчеркивает М. Баймаганбетов. В Палате предпринимателей рассказали, что нужно для реализации подобного проекта. – Чтобы открыть детский сад, бизнесменам необходимо, прежде всего, иметь зарегистрированное в Министерстве юстиции РК ТОО. Во-вторых, в случае инициации проекта частным партнером, он должен иметь земельный участок для строительства или объект, подлежащий модернизации или реконструкции находящийся в собственности частного партнера, соответствующее строительным нормам и правилам, предъявляемым к объектам дошкольного образования, – говорит менеджер Центра обслуживания предпринимателей Максат Едресов. – В случае инициации проекта государством, реализация проекта проводится на конкурсной основе по выбору частного партнера. Пока у нас таких проектов нет. Но есть частные детсады, в которых, как альтернатива, размещен госзаказ. По информации областного управления образования на сегодня в области функционируют 474 дошкольные организации: 166 детсадов, 52 комплекса школа-сад и 256 мини-центров. Из них 24 ДО в частной собственности, в которых размещен госзаказ. Официально, только в г. Уральске работают 23 частных детсада, где дошкольным воспитанием охвачены 1623 ребенка. – Только не надо путать простое размещение госзаказа в частных детсадах с ГЧП. Это разные вещи. Для увеличения мест в дошкольных организациях в стране проводится ряд мероприятий, направленных не только на реализацию механизма ГЧП, но и действуют льготы частным предпринимателям в сфере дошкольного образования. Бизнесмену полагается льготное кредитование с льготной ставкой, варьирующейся в районе 7-10%. Льготная ставка зависит от того, где реализуется проект. Если в городе, то государство будет выплачивать в качестве субсидий 7% от ставки по кредиту. Если в районе – 10%, – поясняет менеджер ЦОП. При этом в Палате предпринимателей не могли назвать точного числа желающих взять социальные объекты в управление. Сами предприниматели пока осторожно относятся к перспективам государственно-частного партнерства. А те, кто уже рискнул открыть детский сад, смотрят на это скептически. – Государственно-частное партнерство, давно ставшее привычным в развитых странах для нас пока еще в новинку, есть много «белых пятен» и неясностей. Поэтому, считаю, проектов ГЧП по республике очень мало, – говорит местный предприниматель, руководитель ТОО «Жана толкын» Борис Лаврентьев. – На сегодняшний день в Уральске уже работают два наших детсада, в которых размещен госзаказ. Ежемесячная родительская оплата составляет 20 тысяч тенге, с учетом подушевого финансирования – 19 354 тенге от государства (фактическая оплата 45 тысяч тенге). Сейчас открыли еще один детсад на 70 мест в с. Мичурино Зеленовского района и подали заявку на размещение госзаказа. Чтобы выкупить здание для детсада, по приоритетному направлению программы ДКБ-2020, через фонд «Даму» взяли льготный кредит на сумму 56 млн. тенге, а также Фонд предоставил нам 50% залога. Согласно льготной программе кредитования из 16% ставки по кредиту, 10% должно выплатить государство в качестве субсидий. В принципе, то же самое по условиям ГЧП, только потом я должен буду передать детсад в госсобственность, основательно вложившись в проект. Кроме того, по проектам ГЧП очень сложная процедура согласования, пока согласуешь – может и год, и два пройти. Даже сейчас я уже выплатил кредит, который брал на открытие детсада, а субсидии еще не получил. Есть такие моменты. А через сколько лет вернутся собственные средства, вложенные в проект ГЧП? Откровенно говоря, предприниматели не хотят работать по ГЧП, потому что не все понятно, а когда непонятно, это вызывает недоверие. Как бы там не было, Глава государства в своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» вполне конкретно поручил развивать государственно-частное партнерство в регионах, отметив, что успех кампании зависит от конкретной и профессиональной работы акимов. Как уже было сказано выше, в Западно-Казахстанской области пока нет ни одного реализованного проекта ГЧП. Но есть хорошее выражение – «Если гора не идет к Магомеду, то ….», и местные власти сами решили показать пример. Областным управлением образования были инициированы 4 проекта в рамках ГЧП на сумму 9 млн. тенге. Это строительство четырех детсадов на 280 мест в с. Чапаево Акжаикского района, на 280 мест в с. Жымпиты Сырымского района, на 290 мест в районе жилищной застройки п. Зачаганск и на 360 мест в микрорайоне Балауса г. Уральска. Специальная комиссия, которая утверждает перечень проектов в рамках ГЧП и обеспечивает их финансирование со стороны государства, уже поработала. В данный момент по проектам получено экономическое заключение от управления экономики и бюджетного планирования, и они направлены в АО НК СПК «Орал» для разработки концессионного предложения. – Все эти проекты – государственная инициатива. Сейчас они на стадии обсуждения, потом будет проведен открытый конкурс и определен потенциальный инвестор. Затем государственные обязательства по проекту будут приняты решением сессии маслихата и подписан договор с частным партнером о передаче в доверительное управление, – отметил представитель областного управления экономики и бюджетного планирования Мейржан Баймаганбетов. – В общем, по ЗКО сформирован список 130 перспективных проектов, которые планируется реализовать в течение трех лет по методу ГЧП.
Найдутся ли частные партнеры для этих проектов, покажет время. На сегодня же очевидно необходимо продолжать разъяснительную работу по механизму и условиям ГЧП среди предпринимателей, особенно начинающих, которые пока не очень хорошо разбираются во многих тонкостях партнерства с государством.