Ежегодно в своих Посланиях народу Казахстана Глава государства определяет модернизацию системы государственного управления, частью которой является система предоставления государственных услуг, как одно из приоритетных направлений развития страны.
В настоящее время государственные организации все более масштабно используют возможности сети Интернет для общения с гражданами и юридическими лицами возникает необходимость популяризации электронных услуг среди населения.Эта необходимость обусловлена рядом причин:
— масштабный рост предоставления услуг в электронном виде на различных интернет-ресурсах;
— увеличение числа информационных систем, и их интеграция позволяют взаимодействовать организациям друг с другом в электронном виде («Адресный регистр», ГБД ФЛ) и упростить гражданам получение услуг;
— неинформированность и недостаточно сформированная правовая компетентность граждан в получении в электронном виде услуг, справок, консультаций на интернет-ресурсах, и в тоже время рост числа пользователей сети Интернет.
По данным мониторинга качества оказания государственных услуг население не использует предоставленные государством возможности получения электронных услуг. Так в области за 9 месяцев 2017 года оказано по 328 видам более 3,6 млн госуслуг. В том числе, доля количества госуслуг оказанных в электронном виде составило 41% (1342594), что меньше среднереспубликанского уровня (47%). В то же время из числа оказанных бумажной форме 17% или 351083 госуслуг могли быть оказаны в электронной форме или через государственную корпорацию «Правительство для граждан».
Однако, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля услуг оказанных в электронном виде в текущем году заметно возросла на 26% (за 9 месяцев 2016 года доля электронных услуг составило 15% или 534014).
В настоящее время активно функционирует портал «электронное правительство», интернет-ресурсы государственных организаций, через которые можно, получить адресную справку, сдать налоговую отчетность или записаться к врачу и т.д.
Основными целями работы Портала электронное правительство — egov.kz. в аспекте предоставления государственных услуг в электронном виде являются:
— снижение административных барьеров;
— повышение качества и доступности государственных услуг;
-упрощение процедуры предоставления государственных услуг и сокращение сроков их оказания;
В настоящее время виден эффект от работы портала электронного правительства:
повышается рост информированность о получении государственных услуг в электронном виде;
повышается информированность граждан по перечню и форматам необходимых документов для получения государственных услуг;
сокращается необходимость сбора дополнительных документов и подтверждающих сведений из других организаций;
сокращаются или исключаются очереди;
сокращаются визиты заявителей в организации, оказывающие государственные услуги,
сокращаются сроки оказания государственных услуг, обеспечивается прозрачность оказания государственных услуг и функций за счет учета результатов оказания услуги (в том числе промежуточных) в электронном виде,
повышается производительность за счет автоматизации бизнес-процесса оказания госуслуг,
повышается качество и оперативность принимаемых решений за счет системы электронного взаимодействия между ведомствами в процессе оказания госуслуги.
Тем не менее, большая часть населения предпочитает пользоваться услугами в обычном формате, не подозревая о том, что можно применять возможности сети Интернет для получения услуг.
Электронные услуги это услуги, которыми можно воспользоваться в том случае, если у вас есть компьютер или другое подобное устройство с возможностью доступа к сети Интернет.
Как эффективно решить задачу массового привлечения граждан к использованию электронных форм получения государственных услуг в интересах самих граждан? Очень важным фактором при решении этой задачи является популяризация электронных услуг, причем это процесс будет более эффективным, если к нему привлечь школьников. Ученики любого возраста хорошо владеют компьютером и быстрее ориентируются в сети Интернет, поэтому смогут и сами воспользоваться услугами в электронном виде, если они старше 14 лет, и помочь в этом деле старшему поколению: родителям, бабушкам и дедушкам.
В рамках популяризации электронных услуг Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Западно-Казахстанской области организован комплекс мероприятий совместно с услугодателями и Департаментом ЦОН филиала ЗКО НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Проводятся курсы обучения электронной грамоте и пользованию порталом электронное правительство для школьников и студентов. Также проводятся обучения среди социально-активных слоев населения, организации образования, здравоохранения и других. В рамках заключенного между Департаментом Агентства Западно-Казахстанской области, Акимами районов и Госкорпорацией плана совместных меропиятий сотрудниками Госкорпорации проведено 110 обучений навыкам получения госуслуг через портал «электронного правительства» и компьютерной грамотности. Обучением охвачено более 2 тыс. услугополучателей в том числе учащихся 10-11 классов школ, а также студентов технического и профессионального образования.
В области создано 19 пунктов самообслуживания в акиматах сельских округов, здесь сельские жители смогут получать весь спектр электронных услуг.
Проводимая работа направлена на достижение того уровня получения государственных услуг, когда 90% всех государственных услуг будут оказываться в электронном формате, а остальные 10% через Государственную корпорацию «Правительство для граждан». И в этом случае мы можем говорить об искоренении бытовой коррупции на 100%.
Вопрос создания пунктов самообслуживания непосредственно связан с распространением Интернет сети в сельской местности и его пропускной способности. Согласно данных во всех районных центрах области имеется высокоскоростной интернет. У большинства сельских округов имеется интернет, но к сожалению, в некоторых из них скорость не позволяет получать электронные услуги, что ограничивает доступность электронных услуг населению.