Вт. Окт 15th, 2024

Чтобы выучить и понимать казахский язык, необходимо начать его изучение в начале пути, когда ребенок сделал первый шаг к самостоятельности, переступив порог детского сада. Осозновая эту истину, родители дошкольников проявляют все большую заинтересованность в изучении государственного языка их детьми. Являясь частью учебного процесса, изучение казахского языка становится одним из основных компонентов образования. Вместе с тем, это не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и, в свою очередь, положительно влияет на общее развитие ребенка, – говорят специалисты, обучающие языку. С целью узнать как ведутся занятия по изучению казахского языка в дошкольных учреждениях, я побывала в детских садах №19 «Золотой петушок» и №21 «Росинка». В один голос руководители и специалисты-педагоги заявили, что внимание к казахскому языку, как к главному элементу национальной культуры, органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью. Кстати, по их мнению, такое представление казахского языка интересно и детям других национальностей. – Для большинства наших воспитанников языком, на котором они учатся говорить, думать, общаться с окружающими, является русский. В то же время дети в нашем детсаде, считающимся двуязычным, довольно рано приобщаются к казахскому языку, слушая его по радио, телевидению, от взрослых и детей, – рассказывает заведующая детсадом «Росинка» Э. Кубейсинова, – а также в детском саду на специальных занятиях. Казахский язык дети осваивают через развитие связной речи, воспитание звуковой культуры, словарную работу, формирование грамматической стороны речи. В настоящее время в каждом детском саду созданы кабинеты казахского языка, где собраны элементы предмета казахского быта, культуры, детская художественная литература на казахском языке, дидактические материалы. Процесс обучения дошкольников казахскому языку реализуется педагогами, владеющими двумя языками – казахским и русским. – Своим воспитанникам любовь к родному краю, культуре казахского языка, мы прививаем, применяя во время учебной деятельности билингвальный компонент (новые слова), а новые слова на двух языках изучают не только на уроке казахского языка, но и на других занятиях, – рассказывает учитель казахского языка детского сада №19 «Золотой петушок» Гульмира Карабалкина. Стаж ее работы в этом учреждении около 10 лет. Обучение детей дошкольного возраста казахскому языку проводится по программам «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз». – В нашем детском саду обучение казахскому языку ведется в трех группах – младшей «Карапуз», средней – «Солнышко» и старшей «Почемучка». Занятия проводятся по подгруппам, – продолжает воспитатель. – Задачи, которые ставит педагог на этом возрастном этапе – учить детей воспринимать и понимать названия игрушек, предметов быта, одежды, времен года, животных, государственной символики, учить понимать вопрос: «Мынау не?», учить отвечать на вопрос в виде короткого предложения (например, «Мынау доп»). В нашем садике отмечаются все государственные праздники. Каждый понедельник и четверг дети всех групп, начиная с младшей, в актовом зале исполняют Гимн Республики Казахстан. – Хочу отметить, что дети с удовольствием изучают казахский язык. Дома повторяют слова с родителями, тем самым совершенствуя свои знания государственного языка. И очень приятно слышать, когда родители подходят со словами благодарности за то, что их дети начинают говорить на казахском языке. – делится педагог – К глубокому сожалению, не все родители заинтересованы в изучении детьми казахского языка, – возмущается Гульмира Ынтымакбаевна, – Бывает, что ребенок посещает казахскую группу, учит казахский язык, старается говорить на родном языке, а вечером родители-казахи забирая их, разговаривают с ними на другом языке. Весь процесс обучения казахскому языку выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и сверстниками. Поэтому на начальном этапе – в дошкольном возрасте – коммуникативная направленность в обучении казахскому языку реализуется в посредством сюжетных игр, игровых ситуаций и драматизаций, – говорит учитель казахского языка детского сада «Росинка» Гаухар Мусагалиева. – Обучение детей казахскому языку в нашем садике проводится в форме увлекательных игр, с использованием игрового, песенного материала, видео- и аудио оборудования, наглядных пособий. Дети знакомятся с миром казахских слов, звуков, произносят свои первые слова на изучаемом языке. Вместе с Гаухар и методистом учреждения Менслу Буентаевой мне удалось побывать на уроке казахского языка в одной из старших групп, приуроченном к Международному дню детской книги. Вначале дети внимательно прослушали аудиозапись сказки «Мақта қыз бен мысық», затем Гаухар Амангельдиевна, сама читая сказку, спрашивала у детей, о чем говорится в этой сказке, отвечая на ее вопросы, дети тем самым произносили и повторяли новые слова. – Гаухар Амангельдиевна ус­пешно работает в нашем дет­ском саду уже 3 года, – говорит методист Менслу Абилгазиевна. – Благодаря ее стараниям, наши дети участвуют в различных конкурсах, занимают призовые места. На конкурсе «Қуыр, қуыр, қуырмаш» заняли призовое место, а также 3 место на областном конкурсе «Оқырман отбасы» – Она ведет занятия в 6 русских группах, где обучаются 173 воспитанника, из них лишь 22 это дети русской национальности. По словам директора детского сада «Росинка» Эльмиры Кубейсиновой, некоторые родители некоренной национальности по своему желанию отдают детей в казахскую группу. – Анастасия Разварова – выпускница казахской группы нашего садика. Ее мама и младшую дочь хочет снова отдать в казахскую группу. В настоящее время Анастасия Мельникова, ей 3 годика, и Валентина Федорова, 2,5 года, которые посещают младшую казахскую группу и их родителей все устраивает, – говорит руководитель детского учреждения.

Полноценное овладение казахским языком в максимально подходящий для этого период, формирование у детей способности успешно строить с взрослыми и со сверстниками коммуникацию являются необходимым условием развития личности ребенка.

от admin