Опубликовано daniyar вкл Tuesday, 6 January 2015
Что ожидать казахстанцам от нового 2015 года? Какие изменения готовит он экономике, социальной и культурной жизни страны? Ко многим из них подготовка велась долгие годы. В их числе и вступление в силу Договора о Евразийском экономическом союзе. Договор о ЕАЭС определяет режим регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий – в рамках Союза к 1 января 2016 года будет создан общий рынок лекарственных средств и общий рынок медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники). В Договоре определены основные приоритеты транспортной политики на территории Евразийского экономического союза на долгосрочную перспективу. Стороны договорились о пошаговой либерализации транспортных перевозок на территории создаваемого Союза, что, в первую очередь, касается автомобильного и железнодорожного транспорта. Достигнута договоренность о формировании и реализации согласованной агропромышленной политики. Немаловажно, что реализация политики в других сферах интеграционного взаимодействия, в том числе, в сфере обеспечения санитарных, фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер в отношении сельскохозяйственной продукции, будет осуществляться с учетом целей, задач и направлений согласованной агропромышленной политики. Для обеспечения согласованного регулирования финансовых рынков, по итогам пошаговой гармонизации законодательства, государства-члены ЕАЭС согласились с необходимостью выхода к 2025 году на создание Единого наднационального органа по регулированию финансового рынка. С 1 января в ряде секторов, определенных государствами-членами Союза, начал функционировать единый рынок услуг. При этом национальный режим заложен как база, т.е. государство обязано принять полноценный национальный режим в отношении поставщика услуг и стран-партнеров; каких-либо ограничений быть не может. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений, что, безусловно, укрепит евразийский интеграционный проект. Начало года ознаменовалось и созданием общего рынка труда на территориях Беларуси, Казахстана и России, таким образом, реализована идея свободы передвижения рабочей силы. Граждане этих государств будут работать на одних и тех же условиях: трудящимся государств-членов ЕАЭС не потребуется получение разрешений на работу в рамках Союза. С созданием общего рынка труда граждане стран ЕАЭС могут напрямую почувствовать преимущества Евразийского экономического союза. Взаимное признание дипломов будет производиться с 1 января 2015 года в автоматическом порядке. Налог на доходы физических лиц-граждан государств-членов ЕАЭС будет уплачиваться по внутренней резидентской ставке с первых дней работы по найму. Граждане стран ЕАЭС перестанут заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран ЕАЭС, если срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда. Кроме того трудящиеся и члены их семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток. Другая важнейшая новелла Договора о ЕАЭС: возможность применения национального режима для граждан всех четырех стран в части социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. В каждой стране в рамках ЕАЭС все медицинские услуги, гарантированные государством, будут в равной степени доступны всем гражданам стран Союза. (Речь идет, в первую очередь, о бесплатном оказании услуг по скорой медицинской помощи). Что касается пенсий, в Договор о ЕАЭС заложено обязательство решить вопрос с экспортом пенсий и зачетом трудового стажа, накопленного в другой стране-участнице Союза. В настоящее время ЕЭК совместно со Сторонами работает над Договором о пенсионном обеспечении, который вступит в силу уже после 2015 года. Тариф «разгрузит» государство Значительного роста по коммунальным услугам для населения не будет. Об этом заявил замминистра национальной экономики Марат Кусаинов. По его словам, из средств Нацфонда на 2015-2016 годы будет выделено 160 млрд. тенге, которые в том числе пойдут на кредитование и субсидирование субъектов естественных монополий. «Тем самым, часть нагрузки для потребителей по тарифам возьмет на себя государство», – пояснил чиновник. Он отметил, что в рамках программы по тарифной политике в сфере естественных монополий до 2020 года предусматривается планомерный рост тарифов в рамках вклада в инфляцию в пределах 1,2% и до 1,4%. Это коридор, в рамках которого будут увеличиваться тарифы. В ряде регионов Казахстана с нового года ожидается также повышение тарифов на электроэнергию. Так, по словам председателя правления АО «Самрук-Энерго» Алмасадама Саткалиева, тарифы вырастут на 7-8%. На это повлиял рост цен на газ, а также рост тарифа в KEGOC, который связан, в частности, с реализацией крупной инвестиционной программы. Стать логистически привлекательным 2015 год в сфере развития логистических услуг обещает быть плодотворным. Основным направлением в развитии транзитного потенциала страны является Стратегия «Казахстан-2050» и новая экономическая политика «Нұрлы жол». В результате Казахстан получит не только повышение инвестиционной привлекательности регионов, но и развитие экономики регионов, снижение транспортно-логистических издержек, развитие рынка транспортно-логистических услуг в регионах, создание новых рабочих мест, увеличится транзитный потенциал страны. В рамках программы «Хоргос – Восточные ворота» значительно выросли прогнозы роста грузопотока и транзита через Казахстан. «Хоргос находится на направлении важнейшего международного транспортного коридора «Запад – Восток» с дальнейшим выходом на МТК «Север – Юг» на западе страны. СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» предполагает строительство аэропорта, сухого порта, железной дороги Жетыген – Хоргос, автодороги и прямого сообщения с морским портом Актау. По данным КТЖ, инвестированием в проект уже заинтересовалась российская транспортная группа FESCO. Необходимый объем инвестиций в СЭЗ оценивается в 3,5 млрд долларов», – прокомментировал эксперт союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS.
Для решения транспортно-логистических проблем Казахстана подписан план совместных действий между Министерством по инвестициям и развитию, нацкомпанией «КТЖ» и Союзом транспортников Казахстана KAZLOGISTICS. Реализация плана будет продолжена и в 2015 году. Также в планах на этот год открытие новой железной дороги Жезказкан – Шалкар – Бейнеу. Протяженность магистрали будет составлять 1200 километров, она свяжет напрямую Восток и Запад страны. Более того, дорога позволит через Каспий и Кавказ выходить в Европу, а на востоке – в порт Ляньюньган на Тихом океане, о чем есть соглашение с Китаем. Кроме того, для развития экспорта и транзита страны запланировано расширение казахстанского присутствия на Каспийском море, предусматривающее строительство портовой зоны с паромной переправой в поселке Курык. К нему будут подведены новые железнодорожные линии. Объем инвестиций в этот проект составляет более 16 млрд. тенге, сейчас формируются инвестиционные планы, начало реализации проекта запланировано на 2015 год. Стратегически важно открытие транзитного железнодорожного коридора через территорию Казахстана и Туркменистана в Иран. Через нее в Иран будет доставляться сырье из стран Азии и России, а затем в порт Данбар – Аббас. Особенность порта заключается в том, что он находится в Ормузском проливе и открывает доступ к крупным морским торговым путям.