Вт. Авг 9th, 2022

Казахстанские школы, по мнению родителей, в последние годы стали большой экспериментальной площадкой. В Министерстве образования неустанно перекраивают систему, апробируя на школьниках очередные реформы. Внедрение обновленного содержания образования все больше пугает не только родителей, но и самих учителей. А недостаток информации о сути изменений провоцирует обеспокоенность общества. Возникают вопросы, как все это повлияет на детей, будет ли все, как говорится, к лучшему, а не наоборот.

Сегодня всех интересуют вопросы о продлении учебного года в связи с переходом на пятидневную учебную неделю, внедрении трехъязычной модели образования. Также в рамках обновления содержания образования вводится критериальное оценивание учебных достижений обучающихся. Все эти изменения заложены в госпрограмме развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, но их суть не в полной мере понимают основные участники данного процесса.  – Сегодня мир изменился. И то, по какой программе мы учились, будет недостаточно сегодняшнему ребенку. Потому что пришло другое время. Пришли другие экономические отношения, новые технологии, которые требуют более высокого порядка навыков для наших детей. Поэтому, мы хотим, чтобы дети получили качественное образование, – говорит заместитель руководителя областного управления образования Зауре Гумарова. – Возможно, что в новой программе не все понятно общественности, потому что министерство многие вопросы пока еще дорабатывает. Но, если мы хотим научить детей пользоваться своими знаниями в быту, это следует делать на примерах, проектах, которые учителя разрабатывают посредством новейших методик.  – Нам очень хочется, чтобы дети перешли на пятидневку, но не за счет сокращения каникул, – говорят возмущенные родители. – Как дети смогут сидеть в душных классах летом, ведь ни в одной обычной школе нет кондиционеров. Это скажется на общем состоянии здоровья наших детей.  Как поясняют специалисты управления образования, с внедрением обновленных программ учебный год (34 недели) в средних и старших классах будет продлен всего лишь на 10 учебных дней, при этом школьникам будут предоставлены 34 выходных (субботы) дня в году. Также отмечено, что дни каникул осенью, зимой и весной не сократятся. – Меня пугает безоценочная система. Как без оценок? Сейчас дневник для нас главный показатель успеваемости. А как завтра я буду судить об успеваемости моего ребенка только лишь по итогам суммативных оценок, – говорит член родительского комитета одной из городских школ.  В ответ специалисты управления образования спешат успокоить родителей, что вся система оценивания будет прозрачной и доступной для них. – Программа обновленного содержания образования направлена на совершенствование четырех навыков: слушание, говорение, чтение и письмо, поясняет З. Гумарова. Эти четыре навыка тесно связаны в учебном плане и сравнимы с «методом спирали». Немаловажная особенность обновленного содержания образования – это критериальное оценивание. На каждый изучаемый раздел по предметам ставятся конкретные цели обучения, достижение которых оценивается по критериям: «достиг» и «стремится». В среднем блоке школы предполагается ведение предметов естественно-математического цикла на английском языке. То есть физика, химия, биология, информатика, знание которых обеспечивает стране уверенное развитие, будут нацелены не только на изучение азов этих предметов, а будут ориентированы на знакомство с мировой практикой, критическое осмысление информации, а главное, на развитие исследовательских качеств школьника. Современный ребенок, воспитываясь в веке стремительного роста техники, требует от учителей новых подходов и даже коренного изменения в системе обучения. При этом к такому повороту событий не совсем готовы учителя-предметники.  – Молодым учителям легче приспособиться к обновленному содержанию. А тем, кому до пенсии осталось 5-10 лет это сложнее дается. Я, например, не могу выучить английский язык до такого уровня, чтобы преподавать на нем предмет, – сказала учительница физики сельской школы.  В областном управлении образования отметили по данному поводу, что предметное трехъязычие ни в одном классе в обязательном порядке внедряться не будет. Об этом сказал в недавнем выступлении министр образования Е. Сагадиев. Согласно программе, только в 10 и 11 классах, с сентября 2019 года по четырем предметам (физика, химия, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке. При этом в школе с казахским языком обучения математика, казахский язык, казахская литература, история Казахстана, география и ряд других предметов будут вестись на казахском языке. И такое же соотношение в русскоязычных школах. И это будет на четвертый год и только в старшей школе. В остальных классах все остается без изменений, хотя языковые нагрузки вырастут, чтобы дети были готовы к трехъязычию в старшей школе. Но, по мнению родительской общественности, трехъязычие станет еще одним камнем преткновения в учебе, когда детям, которые плохо понимают математику или географию на родном языке – казахском или русском, придется воспринимать предмет на английском!  – Что касается трехъязычия, то положительный опыт у нас уже есть. Но это в Казахско-Турецких лицеях и Назарбаев Интеллектуальных школах. Там решен вопрос с кадрами. Самые лучшие кадры идут туда, и обязательно наличие в школе педагогов — носителей языка. И как сейчас начинать трехъязычие – просто непонятно, – говорит еще один учитель городской школы. – Если мы хотим, чтобы ребенок знал три языка, не обязательно, чтобы он математику, физику, химию учил на иностранном языке. Пусть просто учит язык, и перевести какой-то предмет, от которого не будут страдать когнитивные способности, общие знания. Предмет «Технология» – почему бы ее не сделать на английском языке? Мне кажется, это поспешное решение, которое может привести к серьезным проблемам. А директор одной из городских школ отмечает, что переход на обновленное содержание буквально вырывает из учебного процесса педагогические кадры, с которыми и так напряженка.  – Мы обязаны подготовить к обновленному содержанию своих педагогов, сейчас у нас курсы повышения квалификации проходят сразу два педагога, заменить которых некем. Приходится выходить из положения самостоятельно, на этот период мы приглашаем учителей из других школ, но ведь не с каждым предметником можно решить вопрос таким образом, – говорит директор школы. Мы также решили выслушать мнение педагога, который уже прошел курсы повышения квалификации по обновленному содержанию образования. Координатор школы №17 по критериальному оцениванию Светлана Дымченко отметила, что все новое всегда пугает.  – Нас волнует, как воспримут критериальное оценивание учащиеся 5 и 7 классов, которые привыкли к оценкам. Считаю, это будет трудный переход. Но пока говорить об этом рано. Прежде, чем делать какие-либо выводы, должно пройти время. Мы должны анализировать все ли получается. Пока я не прошла курсы, мне тоже многое в новой системе было непонятно. А теперь я сама могу сказать, что не надо бояться нововведений, так как все это делается не на пустом месте. Программа уже адаптирована в 30 пилотных школах Казахстана, в том числе сельских и малокомплектных. Результаты показали, что все остальные школы и школьники с этим справятся. Так же подготовлен полный ресурс методических материалов для учителя, идет повышение квалификации преподавателей школ, руководителей и тренеров. Как видно, большинство из наших собеседников пожелали, чтобы их имена и фамилии не были указаны. Вопросов по обновленному содержанию очень много, но о проблемах не принято говорить вслух, особенно в среде работников образования, хотя их мнение самое важное в данном случае. Больше всего скептиков среди родительской общественности. Многие из них хотели бы, чтобы вернулась прежняя, советская система образования, в которой все было понятно, да и знания, по их мнению, были качественнее. – Это невозможно, – говорит завуч по УВР СОШ №17 Ирина Коваленко, – дети стали совсем другими, сегодняшние первоклашки не похожи на первоклассников, скажем, 90-х годов. Это современные дети, поэтому нельзя оставлять систему образования в прежнем состоянии, все обновляется, и она должна обновляться в первую очередь. Сейчас главная задача не просто дать детям знания, а научить их применять их на практике. Кроме того, мы должны заинтересовать школьников самостоятельно добывать знания и искать информацию. Вот в чем смысл обновленного содержания.  Но пока родителей не переубедить, в социальных сетях все чаще поднимается тема нынешнего качества образования, которым многие недовольны.  – Когда мы изучали языки, базовый, школьный уровень мы знали прекрасно, а сегодня, несмотря на то, что изучению языков уделяется больше времени, часов, дети едва могут перевести небольшой топик, к примеру, с казахского на русский язык, – говорят родители. – А про английский и говорить не приходится. Чтобы сносно читать на этом языке, приходится записывать ребенка в обучающий языковой центр. Что это за образование, которое не дает знания? Все предметы мы учим самостоятельно, в новых темах разбираемся дома или нанимаем репетитора. А вспомните старую школу, когда были продленки, факультативы, разве было такое, чтобы наши родители вместе с нами корпели над учебниками? И что будет, когда такие предметы как физика или химия придется изучать на иностранном языке? Понятны решение и желание быстро все реконструировать, реформировать. Но, учитывая мнения граждан, надо очень серьезно все продумывать. Никто не против трехъязычия, никто не против пятидневки – разгрузить наших детей, чтобы содержание образования было несколько иное, чем оно есть, но не так резко. Все-таки, прежде всего, нам должны донести суть этих реформ, и показать на примере их очевидный положительный эффект. 

В областном управлении образования пообещали, что к началу нового учебного года во всех школах пройдут собрания с родителями учащихся 5 и 7 классов, которым с 1 сентября текущего года предстоит перейти на обновленное содержание. На таких встречах будут разъяснены главные нововведения, в том числе и принцип критериального оценивания. 

от admin