Вс. Ноя 27th, 2022

В социальных сетях вновь разгорелась жаркая дискуссия по поводу ношения платка-хиджаба казахскими девушками. Некоторые комментаторы сомневаются в том, что хиджаб имеет отношение к казахской культуре, другие, напротив, считают его обязательным религиозным атрибутом.  Спор вызвала статья, опубликованная на информационном портале today.kz, где эксперты по национальной культуре, религии и истории призвали не путать традиционные кимешеки замужних казашек с одеждой арабских женщин. Данные мнения экспертов были высказаны в ходе научно-практической конференции «Роль женских организаций в профилактике религиозного экстремизма в молодежной среде», которая состоялась в Астане. Мнение о том, что ношение хиджаба является несвойственным казахской национальной культуре, высказали в ходе конференции религиоведы, теологи, ученые. В частности, директор научно-исследовательского и аналитического центра Министерства по делам религий и гражданского общества РК Айнур Абдирасилкызы отметила, что «по сравнению с национальной одеждой у него есть значительные различия. Да, правда, что казахские девушки носили длинную одежду, но они не носили широкие платья, как те, кто носят хиджаб сейчас.  Казашки не закутывали шею и голову, девушки  не носили платки до замужества.  Да, в Коране прописано, что нужно закрывать участки тела, но казахский народ сделал это по-своему, о хиджабе речь никогда не шла».  Ее поддержала доцент кафедры философии Евразийского национального университета имени  Л.Н. Гумилева Гульнар Адаева, которая в своем комментарии подчеркнула различия между традиционным национальным костюмом казахских женщин и хиджабом, более присущим женщинам Ближнего Востока. «Наши девушки не носили хиджаб. Платки были атрибутом замужества. Казахским девушкам можно было показывать волосы, им можно было надевать красивые головные уборы.  В понимании нашего народа, девушка – это символ красоты. Но при этом все было прикрыто красивой одеждой: ноги, руки, грудь, шея – наши девушки были прекрасны и внутренне, и внешне», – отметила  Г. Адаева.  Мы попросили прокомментировать этот вопрос специалистов-теологов. – Понятие «хиджаб» в исламе трактуется как любая одежда с головы до ног. В Коране есть несколько предписаний о хиджабе, в суре под названием «Нур» в 31, 32, 60, 61 аятах. Хиджаб и казахская одежда  похожи, но хиджаб не является традиционной одеждой казашек. В современном понятии «хиджаб» это обычный платок. Но в исламе – это любая одежда с головы до ног. У казахов есть традиционная одежда «кимешек», которую надевала женщина, родившая ребенка. Кимешек также закрывал все, кроме лица. Обычный платок – орамал – носили незамужние женщины до замужества. Сегодня в нашей стране все больше молодых людей и девушек в своих духовных поисках приходят к религии, молодые мусульмане ходят в мечеть, совершают намаз. Предписания Корана для мусульманина всегда на первом месте. Общественность разделилась во мнениях о хиджабе: одни категорически против, другие  относятся нейтрально, а третьи  приветствуют ношение хиджаба, даже не будучи практическими мусульманами, – сказала инспектор-теолог КГУ «Центр изучения проблем религий» УДР ЗКО Зарина Худайбердыева.  К слову, предписание покрывать голову и волосы есть и в православии, к примеру, если зайти в любой из храмов в нашем городе, помимо надписи о необходимости выключить или перевести в беззвучный режим телефон, можно прочитать и о том, что нахождение в храме женщины в брюках, короткой юбке или без платка на голове не благословляется. В главе 11 (стихи 3-16) 1-го послания апостола Павла к коринфянам говорится о том, что платок на голове женщины указывает на власть над нею мужа, его защиту и покровительство. В иудаизме платок олицетворял благочестие женщины, подчеркивал ее чувство собственного достоинства и социальный статус. Это было причиной того, что в древнееврейском обществе платки запрещалось носить женщинам легкого поведения. А вот полное закрывание лица у казахских женщин действительно никогда не практиковалось.  – В современном обществе следует различать понятия религии и национальной традиции. В Коране есть аят о том, что люди разделены на нации и этносы, чтобы познавать друг друга. У казахов, в основном, быт и культура были устроены согласно законам Корана, однако некоторые традиции остались от времен тенгрианства и зороастризма. В Коране женщине предписано носить одежду, закрывающую все, кроме лица и кистей рук. Действительно, казахские женщины носили красивые одежды, камзолы, но эта одежда отличалась скромностью. А вот головной убор был обязателен, независимо орамал это или саукеле, без головных уборов не ходили даже мужчины. К сожалению, действия религиозных фанатиков и угроза терроризма породили в обществе предвзятое отношение к платку на голове женщины. Хотя, например, моя жена ходит в платке и в длинном платье, не до щиколоток, но не выше колен. Наша культура – это скромность, сочетающаяся с традициями. Я не имею ничего против платков и скромной одежды женщин, но считаю, что духовность и религиозность человека не должна доходить до фанатизма, излишеств в религии, как например, полностью закрытое лицо женщины, или когда люди начинают считать только себя благочестивыми, а окружающих – кафирами и безбожниками, это уже проявление гордыни, – отметил житель города Багдат Ахметов.   «Хиджаб» в переводе с арабского – «покрывало», в современном мире под этим понятием действительно понимается мусульманский платок. Также в религиозной одежде различают джилбаб, закрывающий все тело за исключением рук и ног, головной убор аль-амира, состоящий из плотно прилегающей к голове части и шарфа, покрывающего голову и плечи, никаб, закрывающий все лицо, кроме глаз, и бурка – верхняя одежда, закрывающая все тело женщины, с небольшим сетчатым окошком для глаз.  В своей статье известный казахстанский блогер Талгат Михайдаров приводит высказывание этнографа Досымбека Катрана: «Хиджаб – не традиционная одежда казахской женщины. Кимешек шылауыш, возможно, похож на хиджаб. Но не все женщины носят их, а только замужние, которые имеют детей. В сравнении с другими среднеазиатскими народами, у казахов незамужние девушки не покрывали волосы, лицо. Обычно, они носили тақия, бөрік и другие головные уборы, но волосы держали открытыми. Следовательно, хиджаб – не традиционная одежда казахов. Это новое веяние в казахской культуре, которое пришло извне». В качестве традиционной одежды для мусульман-казахов Талгат Михайдаров приводит головной убор незамужней девушки – тақия или бөрік, который шили из ярких тканей и обязательно украшали вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали үкі – султанчик из перьев филина, служивший не столько украшением, сколько оберегом. «Свадебный головной убор невесты – сәукеле – в форме усеченного конуса. До замужества молодые казашки носили платок, чтобы не сглазили. После рождения первого ребенка девушки одевали кимешек шылауыш. Он состоял из двух частей: нижней (кимешек), надеваемой на голову, и верхней в виде тюрбана. Обе части убора выполнялись из белой ткани. В нем открытой остается только лицевая часть. Камзол и платья были длиной ниже колен.  Женщина не должна была показывать ноги, всегда носила носки, и поверх них традиционную в степи обувь – кебіс и мәсі, что вообще недопустимо для паранджи» – пишет в своем блоге Т. Михайдаров. – Недавно я участвовала в республиканской акции «Ақ орамал», это светлая и важная по своему значению акция, которая вызывает с одной стороны чувство гордости, с другой – слезы благоговения. В основе акции – древнее философское значение белого платка женщины и матери в казахской культуре. Белый платок – это, я считаю, один из признаков идентичности казахской женщины. Сейчас мы постоянно видим на улицах девушек в черных платках, парандже, закрывающей лицо, это не соответствует нашим традициям. Казашки никогда не закрывали лицо, наши женщины надевали белый платок, когда становилась главой семьи, почтенной и уважаемой женщиной, матерью, бабушкой. И этот платок был символом честности и чистоты женщины не только в помыслах, но и в делах. Она воспитывала своих потомков, чтобы они были верны традициям народа. А традиции всех народов – это мир, дружба и взаимопонимание, честность и трудолюбие, – подчеркнула ветеран труда Роза Кужекова.  Как видим, мнений и взглядов на вопрос о платке, хиджабе очень много, однако они дают повод задуматься о таких важных аспектах, как гражданская идентичность, знание своей национальной истории и уважение к ней, духовная составляющая жизни казахстанцев, а еще о том – насколько мы открыты друг другу, насколько можем понять другого человека, пусть даже и отличающегося по внешнему виду. 

Айнур АЙСУЛТАНОВА

от admin