Чт. Дек 8th, 2022

Опубликовано daniyar вкл Tuesday, 9 August 2016

Назрела острая необходимость изменений действующего Закона РК «О государственных закупках». Это  мнение не только бизнес-сообщества и адвокатов, защищающих права предпринимателей, но и представителей судов. Сложилась парадоксальная ситуация: даже если у заказчика нет претензий к поставщику по качеству товаров, работ и услуг, но последний допустил незначительную просрочку, которая не нанесла ущерба, заказчик просто вынужден подать в суд иск, так как в ином случае сам понесет ответственность перед законом. С начала этого года вступила в силу обновленная редакция Закона «О государственных закупках». Но как показывает судебная практика, до совершенства данному документу еще далеко. Проблемы предпринимателей при разрешении споров, связанных с проведением государственных закупок, рассматривались на Совете по защите прав предпринимателей ЗКО. В заседании совета принял участие заместитель акима области Игорь Стексов.  Как отметил практикующий адвокат, член Совета по защите прав предпринимателей Нурлыбек Юсубалиев, только за первое полугодие текущего года судом рассмотрено 118 исков о признании недобросовестным участником государственных закупок, из которых по 95 делам (или 80%) исковые требования удовлетворены. В большинстве случаев суды по основаниям ненадлежащего исполнения своих обязательств признают субъектов бизнеса недобросовестными участниками госзакупок за незначительную просрочку поставки товара или оказания услуг. Причем зачастую этому есть объективные причины. В законе отсутствует понятие ненадлежащего исполнения обязательств, а также нет объяснения, в каких случаях просрочка поставки товара может являться достаточным основанием для признания недобросовестным участником госзакупок. Вследствие чего, предприниматели, успешно работавшие много лет, исправно платившие налоги и обеспечивавшие рабочие места, оказываются на грани выживания. Эти и другие спорные вопросы – повод для внесения изменений в закон. В частности, в законе необходимо определить, что не любые, а только существенные нарушения договора о госзакупках могут повлечь признание потенциального поставщика недобросовестным участником госзакупок.  – Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в стране, признание недобросовестными участниками госзакупок поставщиков по основаниям незначительной просрочки поставки товара, оказания услуг создает неблагоприятные условия для развития предпринимательства, – отметил выступающий. – В законе нужно также дать четкое определение недобросовестного поставщика, критерии существенных нарушений договора, в каких случаях просрочка поставки товара может являться достаточным основанием для признания поставщика недобросовестным участником госзакупок. По словам судьи специализированного межрайонного экономического суда ЗКО Найли Сейдахметовой, существовавшая практика рассмотрения гражданских дел, связанных с госзакупками, изменилась – уменьшилось количество дел, в которых истцами заявлено требование о признании недобросовестными участниками госзакупок по уклонению подписания договора, тогда как стали поступать дела по признанию недобросовестным участником госзакупок второго победителя. Так, в 2015 году всего судом было рассмотрено 1309 дел, из которых вынесением решения окончено 1254 дела. Из всех дел основную массу составляют дела по признанию недобросовестным участником государственных закупок: всего 1154 дела, из них удовлетворено 924 дела и в иске отказано по 191 делу, оставлено без рассмотрения 24 дела, направлено по подсудности 2 дела и прекращено производством 2 дела. За первое полугодие 2016 года всего судом было рассмотрено 432 дел, из которых вынесением решения окончено 405 дел. Из всех дел основную массу также составляют дела по признанию недобросовестным участником государственных закупок: всего 411 дел, из них удовлетворено 307 дела и в иске отказано по 80 делу, направлено по подсудности 2 дела и прекращено производством 22 дела. Изменение практики рассмотрения и количества поступающих исков обусловлено тем, что с 1 января этого года вступил в силу обновленный  Закон РК «О государственных закупках». В нем четко прописаны права и обязанности потенциального поставщика, занявшего второе место по итогам конкурса. А именно, что поставщик, занявший второе место, при уклонении победителя конкурса от подписания договора, обязан подписать договор о государственных закупках, внести обеспечение исполнения договора, и (или) сумму, в соответствии со статьей 26 Закона. В противном случае, поставщик, занявший второе место, также признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках, ему не возвращается обеспечение заявки на участие в конкурсе, он вносится в реестр недобросовестных участников государственных закупок. – Изменен порядок внесения в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Теперь потенциальные поставщики, определенные победителями (потенциальные поставщики, занявшие второе место), и уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках, вносятся в указанный реестр по решению не суда, а уполномоченного органа – Комитета по государственным закупкам Министерства финансов РК. Срок недопущения к государственным закупкам для таких поставщиков остался прежним – 24 месяца. Поставщики, которые были признаны победителями, с которыми был заключен договор о государственных закупках, и которые, как выяснилось позднее, нарушили квалификационные требования или конкурсные требования, а также поставщики, не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, вносятся реестр как и ранее – решением суда. Данное нововведение выглядит вполне логичным, так как уклонение от заключения договора, как говорится, «лежит на поверхности» и его доказательство не требует такого сбора материалов, как, например, доказательство ненадлежащего исполнения обязательств по договору, – отметила судья. Выступающие говорили и о том, что необходимо узаконить закуп запчастей по более точной технической спецификации для уже действующего оборудования. С этой проблемой нередко сталкиваются коммунальные предприятия области. Еще одно распространенное нарушение договоров – не достаточный срок исполнения обязательств. Товар – в пути, а заказчик по закону обязан подавать иск в суд, иначе сам будет нарушителем. Отдельная тема для обсуждения – неустойка. Порой она на порядок больше, чем сумма по договору.    – Создается впечатление, что наши предприниматели из судов не выходят. Свыше 1700 дел за полтора года. Предпринимателям некогда работать, задействованы суды, прокуратура, адвокаты, – прокомментировал проблему Игорь Стексов. – Нужны изменения в законодательстве, причем конкретные.

По поручению заместителя акима области все предложения будут сформулированы и направлены в уполномоченные органы. 

от admin