Историю своего края, его памятники нам нужно не только любить, но и беречь, увековечивать, пропагандировать. Унаследованные от прошлого колоссальные историко-культурные ценности должны стать источником воспитания подрастающего поколения. И важная роль в этой работе принадлежит музеям. Они вызывают интерес и побуждают желание прикоснуться к истории, помочь сохранить память о прошлом.
Музей – не только собрание реликвий, разнообразных предметов. Музей в образовательном учреждении – это живой организм, это каждодневная творческая работа школьников, педагогов, устремленная в завтрашний день. Его можно считать «волшебной машиной времени», в которой за короткое время можно совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее. В этом плане большую воспитательную работу проводят школьные музеи, с которыми сотрудничает областной центр детско-юношеского туризма и экологии (ОЦДЮТиЭ). Причем Центр исходит из принципа: каждому образовательному учреждению по музею. И это вовсе не дань моде, а веление времени. Важной составной частью инфраструктуры детского туризма Приуралья стали и краеведческие музеи. Экспозиции этих музеев отражают итоги походов и экскурсий учащихся, способствуют лучшему усвоению ими истории родного края, красот его природы. Большую роль в расширении поисковой исследовательской деятельности учащихся сыграла областная акция «Каждому учебному заведению – музей». Через музейную педагогику начинается любовь к малой Родине, уважение к предкам. На сегодняшний день из 389 школ области музеи созданы в 136. Музейным делом в них, в том числе кружковой работой, занимаются около 2 200 учащихся. В целях поддержки этой работы в ряде районов ЗКО должности учителей этих музеев введены в штаты школ. Музейный кружок и вообще музейная среда обладают большим нравственно-эмоциональным воздействием на детей. С их помощью можно включить ребенка в сферу истинной культуры, где нет места вандализму, где интересно созидать, а не разрушать. В большинстве школ области работа школьных музеев органично вплетена в учебно-образовательный процесс. Необходимо отметить эффективную работу школьных музеев Акжаикского, Бурлинского, Зеленовского, Казталовского, Теректинского районов, где на базе музеев сформирована система урочных и внеурочных занятий, педагоги успешно применяют музейные средства для организации воспитательных мероприятий, которые побуждают у ребят стремление к познанию, способствуют их воспитанию через походы и экскурсии по родным местам. В целях совершенствования практической работы школьных музеев, повышения квалификации работающих в них специалистов ОЦДЮТиЭ строит свою работу с музеями по двум направлениям: методическому (проведение семинаров-практикумов, мастер-классов для руководителей школьных музеев) и практическому (фестивали и конкурсы лучших школьных музеев, их активистов, выставки). Тематика семинаров-практикумов и мастер-классов различна: «Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников», «Школьный музей: воспитание патриота и гражданина», «Роль школьного музея в реализации идеи «Мәңгіліқ Ел». В школах области есть музеи, экспозиции которых оформлены грамотно и соответствуют требованиям современной музейной эстетики. В их числе музеи Егиндыкольской СОШ Каратобинского района, СОШ им. К. Мендалиева Казталовского района, основной школы им. М. Утемисова Акжаикского района, Круглоозерновской СОШ г. Уральска. С другой стороны, значительная часть школьных музеев работает по узкой тематике, в них недостаточное внимание уделяется местной истории, в том числе истории за годы Независимости РК. В ряде музеев многие подлинные ценные документы пришли в негодность, не ведется их учет. В такой обстановке проведение ОЦДЮТиЭ для учителей школ семинаров и мастер-классов по музейному делу приобретает исключительно важное значение. Благодаря таким занятиям работающим в школьных музеях педагогам прививаются навыки универсалов: знание и практическое владение основами педагогики сочетается со знаниями основ музейного дела, включая комплектование, хранение и изучение фондов, оборудование экспозиции, организацию детского музейного актива и работу с аудиторией. Для улучшения работы школьных музеев, привлечения внимания к ним государственных учреждений, обобщения опыта работы проводится их паспортизация. Сегодня в области паспортизирован 71 школьный музей, с помощью Центра улучшается их поисково-исследовательская работа, экспозиции, налаживается учет и хранение экспонатов, расширяется тематика экскурсий. Музей истории детского туризма в ОЦДЮТиЭ возник не на пустом месте, а создавался в процессе поисково-краеведческой деятельности. Учащиеся вместе со своими педагогами изучали историю края, встречались с ветеранами, вели поисковую деятельность, совершали походы, экскурсии, экспедиции. В настоящее время в фондах музея насчитывается более 800 экспонатов, которые размещены в двух залах – «Приуралье – край детского туризма» и «Моя Родина – Казахстан», а также в хранилище. Создание музейных экспозиций – не просто собирательство, а целенаправленное комплектование по специальному плану. В музее имеются изобразительные, вещевые и письменные источники, документы, альбомы, подлинные наглядно-изобразительные и графические материалы, отражающие туристско-краеведческую деятельность школьников Приуралья. Здесь оформлены также экспозиции, стенды, посвященные отдельным личностям, внесшим большой вклад в дело развития детского туризма региона. Среди них – создатель и первый президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, профессор, доктор исторических наук А.А. Остапец-Свешников, основоположники туризма и краеведения в республике Т. Жиздибаев, С. Абдамбаев, педагоги, энтузиасты детского туризма в Приуралье К. Жубаншалиев, А. Панченко. В музее собраны подлинные документы, фотографии, схемы маршрутов туристских походов и экскурсий, экспедиций, личные вещи их участников, материалы туристско-краеведческих и экологических мероприятий, журналы, книги, освещающие историю туризма, краеведения и экологии родного края. Каждая экспозиция неповторима. Экспонаты музея рассказывают о ветеранах туризма и краеведения, творческом коллективе областного центра детско-юношеского туризма и краеведения, об их достижениях, которые являются итогом целенаправленной и плодотворной работы всего коллектива, разных поколений педагогов Приуралья за более чем полувековой путь. Диорама «Природа родного края» раскрывает всю туристско-краеведческую и экологическую деятельность в области и красоту природы нашего региона. Все экспонаты музея подарены участниками туристских мероприятий, их родственниками, близкими или руководителями кружков во время походов, экспедиции по родному Приуралью, а потому каждый из них имеет свою особую ценность.
Алия РАХМЕТОВА