Опубликовано daniyar вкл Saturday, 19 March 2016
– Мирболат Суйеуович, как будет проходить конкурсная процедура при новой модели государственной службы? – В соответствии с Планом Нации «100 конкретных шагов» в рамках 15 шага по формированию профессионального, автономного государственного аппарата предусмотрен переход на карьерную модель государственной службы. В рамках этой модели, впервые поступающие на государственную службу начнут свою профессиональную деятельность только с низовых должностей. Для этого они пройдут следующие три этапа конкурсного отбора: первый – тестирование на знание законодательства; второй – тестирование на оценку личных качеств (навыки, знания и умения) с целью определения приверженности ценностям государственной службы. Приверженность ценностям включает в себя: ориентация на качество и результат работы, этичность и нетерпимость к коррупции и т.д. И третий этап – собеседование в самом государственном органе по профильным знаниям. По новому законодательству отбор осуществляется через внутренний и общий конкурс. Внутренний конкурс проводится среди государственных служащих на занятие должностей корпуса «Б», не являющихся низовыми. Для участия во внутреннем конкурсе сертификат о прохождении тестирования не требуется. Общий конкурс проводится для занятия низовых должностей, и если не были определены победители по итогам внутреннего конкурса, при этом прохождение тестирования необходимо. Таким образом, новая карьерная модель государственной службы дает госслужащим право планировать свое карьерное продвижение, что очень важно для его профессионального развития и позволит строить карьеру в рамках государственной службы. Также был изменен порядок тестирования с установлением общего порогового значения от общего количества вопросов по всем нормативным правовым актам: теперь не менее 5 правильных ответов по каждому нормативному правовому акту. На сегодня (январь-февраль 2016 года) показатель успешного прохождения тестирования по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 15%. – При поступлении проверяют ли государственного служащего на предмет пригодности его к выполнению функциональных обязанностей? – Да, в целях проверки их соответствия занимаемым государственным должностям для тех, кто впервые поступает на госслужбу, устанавливается испытательный срок в 3 месяца. При неудовлетворительном результате испытательный срок продлевается еще на 3 месяца без повторного последующего продления по решению должностного лица (органа), имеющего право назначения на государственную должность. Увольнение административного госслужащего корпуса «Б» по результатам испытательного срока осуществляется по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным подразделением. – При несогласии с решением конкурсной комиссии имеют ли право участники конкурса обжаловать данное решение? – В целях повышения прозрачности проведения конкурсов новым законодательством закреплено, что руководитель принимает кандидата на должность только по истечении пяти рабочих дней со дня принятия решения конкурсной комиссией. В данный период результаты конкурса могут быть обжалованы в уполномоченный орган или его территориальное подразделение, либо в судебном порядке в соответствии законодательством РК, при этом жалоба должна подаваться в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения. Действие данного решения приостанавливается до принятия соответствующего решения по поступившей жалобе. – Также для обеспечения прозрачности и объективности работы конкурсной комиссии на ее заседание приглашаются независимые наблюдатели и эксперты, которыми могут быть и представители общественных организаций, средств массовой информации, коммерческих организаций и политических партий и специалисты, имеющие опыт работы в областях, соответствующих функциональным направлениям вакантной должности, в том числе в научной сфере, а также специалисты по отбору и продвижению персонала. – Оценивается ли деятельность административных госслужащих корпуса «Б» и каким образом? – Да, для определения эффективности и качества работы госслужащих проводится оценка. Оценка проводится по итогам квартала и по итогам года. При оценке участвуют непосредственные руководители (лицо, которому подчиняется согласно своей должностной инструкции), подчиненные и коллеги. Так, впервые при оценке руководителя будет учитываться мнение не только руководителей, но и коллег, подчиненных. При оценке будут учитываться исполнение ими индивидуальных планов работ, направленные на достижение стратегических целей госоргана, соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины, этических норм, а также такие качества как инициативность, умение планировать работу. Результаты оценки являются основаниями для принятия решения по выплате бонусов и обучению. Результаты оценки по итогам двух лет подряд со значением «неудовлетворительно» являются основанием для понижения в должности, при отсутствии вакантной нижестоящей должности увольняется. Решение комиссии по оценке может быть обжаловано в уполномоченном органе по делам государственной службы или его территориальном департаменте. Результаты оценки деятельности служащих вносятся в послужные списки. – Каковы особенности нового Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан? – В рамках реализации 12-го шага Плана нации «100 конкретных шагов», в целях повышения требований к морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих, Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №153 был утвержден новый Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан. Новый Этический кодекс устанавливает основные требования к морально-этическому облику государственных служащих, а также базовые стандарты их поведения. Если говорить об особенностях нового Этического кодекса, то стоит отметить, что в нем отражены общие стандарты поведения, стандарты поведения во внеслужебное время, стандарты поведения в служебных отношениях и стандарты поведения, связанные с публичными выступлениями, в том числе в средствах массовой информации. – Расскажите подробнее о стандартах поведения во внеслужебное время? – В стандартах поведения во внеслужебное время указано, что государственные служащие во внеслужебное время должны придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а также не допускать со своей стороны нарушения требований законодательства, сопряженных с посягательством на общественную нравственность, порядок и безопасность, и не вовлекать других граждан в совершение противоправных, антиобщественных действий. – В новом Законе указано, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей государственные служащие несут гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Объясните подробно. – Если взять дисциплинарную ответственность госслужащих, то в нем предусмотрена два вида ответственности: первая за совершение просто дисциплинарного проступка, а вторая за совершение дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу. Стоит отметить, что на государственного служащего за совершение дисциплинарного проступка налагаются дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора, а за совершение дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу, налагаются дисциплинарные взыскания в виде понижения в государственной должности, предупреждения о неполном служебном соответствии или увольнения с занимаемой государственной должности. – В чем разница бывшего Дисциплинарного совета и вновь созданного Совета по этике? – Если Диссовет являлся коллегиальным органом, рассматривавщим дисциплинарные дела в отношении госслужащих среднего и руководящего звена, сотрудников правоохранительных органов, а также иных лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, допустившим нарушения норм антикоррупционного законодательства и Кодекса чести, то новый Совет по этике является коллегиальным органом Министерства, рассматривающим дисциплинарные дела исключительно в отношении руководящих государственных служащих, т.е. в отношении первых руководителей и их заместителей, допустивших нарушение норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу. – Как организуется работа по профилактике коррупции? – Сегодня основные усилия всех государственных органов, в том числе и уполномоченных органов по делам госслужбы, направлены на устранение предпосылок коррупции, а не на предотвращение коррупционных проявлений. Как вы знаете, предупредительно-профилактическая деятельность является приоритетной для нашего органа. И по реализации этих функции департамента для проведения согласованной антикоррупционной политики на местах с вовлечением в нее всех целевых групп нашим ведомством были разработаны планы совместных действий по противодействию коррупции. За 2015 год антикоррупционным просвещением было охвачено 16668 человека, из них государственных служащих – 5859 (35%), школьников, студентов и преподавателей – 7915 (47,5%). – В текущем году вступил в силу приказ министра по делам государственной службы об утверждении типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков. Что является объектом регулирования данных правил? – Типовые правила проведения внутреннего анализа коррупционных рисков разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и определяют порядок проведения внутреннего анализа коррупционных рисков государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора. Объектом внутреннего анализа коррупционных рисков является деятельность структурного подразделения, ведомства, подведомственной организации, территориального и приравненного к нему подразделения субъекта внутреннего анализа коррупционных рисков. Внутренний анализ коррупционных рисков осуществляется по следующим направлениям: выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения; выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения. – В чем отличие внешнего анализа коррупционных рисков от внутреннего? – Направления как внешнего, так и внутреннего анализа идентичны. А различия состоят в том, что основанием для проведения внутреннего анализа коррупционных рисков является решение первого руководителя субъекта внутреннего анализа и проводится структурными подразделениями внутри субъекта. А основанием для внешнего анализа коррупционных рисков является совместное решение первых руководителей уполномоченного органа по противодействию коррупции и объекта внешнего анализа коррупционных рисков. Для проведения внешнего анализа коррупционных рисков создается совместная рабочая группа с правом привлечения экспертов и специалистов иных субъектов противодействия коррупции. Также есть различия в результатах. Так, результаты внутреннего анализа коррупционных рисков размещаются на интернет-ресурсе субъекта внутреннего анализа коррупционных рисков. По результатам внешнего анализа коррупционных рисков уполномоченный орган проводит мониторинг исполнения объектами внешнего анализа коррупционных рисков рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, вынесенных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков. – Расскажите об основных правах граждан при получении государственных услуг, а так же какая ответственность предусмотрена за нарушение их услугодателем? – Знание гражданами своих прав имеет важное значение в обеспечении качества оказания государственных услуг. Не зная своих прав, граждане, то есть услугополучатели, не смогут защитить себя от посягательств на их права, свободы и законные интересы. Права услугополучателей регламентированы в Законе РК «О государственных услугах». Основные из них: право получать в доступной форме от услугодателя полную и достоверную информацию о порядке предоставления государственной услуги; право получать ее в соответствии со стандартом государственной услуги; право обжаловать решения, действия и (или) бездействия государственных органов, их должностных лиц, центров обслуживания населения и их работников по вопросам оказания государственных услуг; право обращаться в суд с иском о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере оказания государственных услуг. За нарушение законодательства о государственных услугах предусмотрена дисциплинарная ответственность. Услугодатели должны обеспечивать качественное оказание государственных услуг. К примеру, государственный орган при оказании государственной услуги «Выдача паспортов, удостоверений личности гражданам РК» обязан выдать результаты государственной услуги в течение 30 календарных дней при обращении граждан в ЦОН. В случае оказания услуги с нарушением срока предусмотренного стандартом, граждане имеют право подать жалобу в госорган, оказывающий услугу либо в наш департамент. Жалобы на решения, действия и (или) бездействия услугодателей граждане могут подавать в тот или иной государственный орган, непосредственно оказывающий данную государственную услугу, и они подлежат рассмотрению в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации, а также можно подать к нам в департамент Министерства по делам госслужбы РК по ЗКО, которая подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
Алия РАХМЕТОВА