Вс. Дек 1st, 2024

чт, 14/07/2016 — 19:04

В пяти интституциональных реформах Плана нации Главы государства Н. Назарбаева четко оговорены пути развития идентичности и единства казахстанского общества, особое значение придается  сохранению  культурного наследия и развитию культурно-исторических кластеров в Казахстане. В этой связи актуализируется значение народного искусства,  по сей день сохраняющего творческие традиции древности. О процессе развития народного  искусства в нашей области мы беседуем с руководителем областного управления культуры, архивов и документации Даулеткереем Кусаиновым. – Даулеткерей Атауович, как Вы оценивате уровень развития народного искусства в Западно-Казахстанской области? – Веками формировавшееся народное традиционное искусство Казахстана является частью национального достояния нашего народа, и мы призваны бережно сохранять и приумножать все достижения предшествующих поколений и продолжать их прогрессивные традиции.  За 25 лет нашей Независимости для возрождения и сохранения народного творчества в целом по республике и в нашей области сделано немало.  Это находит реальное проявление в проведении различных фольклорных праздников и фестивалей, жанровых конкурсов, выставок народного искусства и смотров художественной самодеятельности. Вместе с тем эти мероприятия свидетельствуют о высоком уровне развития  народного искусства  нашей области. – Какая работа проводится для развития народного искусства в области? – Обращение к народным традициям, культуре актуально во все времена.  В современном обществе  жизнь вызывает у  нас острую потребность приобщения  к истокам народной культуры, поскольку  искусство народных мастеров служит эстетическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Для  развития искусства в нашем государстве сделано все необходимое. Примером является то, что по поручению Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева на постсоветском пространстве впервые была принята Стратегическая программа «Мәдени мұра», которой нет аналогов в мире.  Была принята Концепция развития культурной политики. Ежегодно растет объем финансирования.  Ведь незря великий Абай нам завещал в свое время: «Сөз түзелді, тыңдаушы, сен де түзел», что означает  «Мой слушатель, видишь, очистилось слово, сумей и ты быть ему  подстать».  – Есть ли проблема нехватки кадров в пропаганде народного искусства в области? –  Можно отметить в сфере искусства нашей области  хорошо развитую сеть музыкальных школ, знаменитый музыкальный колледж имени Курмангазы и  ЗКГУ имени М. Утемисова готовят прекрасных специалистов, которые востребованы  в республике.  Но наряду с этим в некоторых районах области по народному творчеству есть нехватка кадров, а именно  домбристов, кобызистов, исполнителей терме. –  По Вашему мнению, что нужно для того, чтобы приобщить детей к народному искусству уже с малых лет? – Необходимо проводить с детьми работу в данном направлении: от возрождения колыбельной «Бесік жыры», умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к лучшим образцам народного искусства.  Дети – это наше продолжение. И если мы не сумели передать национальное наследие  детям, то это означает печальный конец истории нации.  Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии гуманистических  народных обычаев и традиций, забота о передаче накопленного опыта подрастающему поколению. Много ценных и интересных мыслей содержится в устном творчестве нашего народа, в котором говорится об уважении к родителям, о верности и справедливости,   уважении к труду, заботливом отношении к старшим, патриотизме. В кратких изречениях народной мудрости, созданных много лет назад, заложены принципы народной педагогики. Поэтому необходимо тщательно изучать и использовать в работе с детьми традиции и обычаи народа.  – Какое народне искусство пропагандируется на сегодняшний день?   –  Это, в первую очередь,  мероприятия в честь знаменательных дат, проводятся международные, республиканские и региональные конкурсы и фестивали.  Также вошло в традицию проведение фестивалей детского народного творчества «Балдаурен», творческой молодежи «Дала дарындары», военно-патриотической песни. Большой популярностью пользуются  мушайра, айтыс акынов, которые служат выявлению новых имен и дарований, преемственности поколений в художественном творчестве.  Интересно  проходят повсеместно в клубных учреждениях конкурсы среди невесток и золовок «Сырымды саған айтам», конкурс джигитов «Пай, пай қазақтың жігіттері-ай», конкурс красавиц «Қыз сыны», среди старшего поколения  «Қарттарым – қазынам», спортивные конкурсы «Папа, мама и я – спортивная семья», «Бозбала мен бойжеткен» и другие. – Мы богаты музыкальными национальными традициями. Однако все чаще приходится слышать, что современное народное искусство сильно уступает своим великим предшественникам. Каково Ваше мнение на этот счет? – Я не могу утверждать, что современное народное искусство уступает своим великим предшественникам.  Акжаик  является кладезем песенного и музыкального искусства. Абиш Кекильбаев не зря назвал нашу область «Веной казахской музыки». Здесь родились известные в республике и далеко за рубежом великие таланты традиционного жанра. И сегодняшние   последователи  традиционного жанра  активно пропагандируют национальную культуру.      В целях приумножения  традиции и культуры, сохранения   богатейшего национального наследия проводятся культурно-массовые  мероприятия.  Как я уже отметил, культработники организовывают большие мероприятия в честь знаменательных дат. В свою очередь   наша  область представляет своих лучших  термеші, домбристов, жыршы  на конкурсы, которые проходят  в других областях и в столице Казахстана. Стоит отметить, что со всех конкурсов участники из нашей области возвращаются лауреатами, дипломантами и нередко завоевывают гран-при.    –  Известно, что произведения в жанре жыр, терме в прошлом – сказания, отображали жизнь и проблемы народа той эпохи.  Какие темы  затрагиваются в современных сказаниях? – Жыршы и термеші – это не только музыканты и артисты, они представляют собой своего рода глашатаев справедливости, хранителей истории, культуры  и традиции народа. И стоит отметить, что  современные исполнители стиля жырау и терме вносят неоценимый вклад в пропагандистско-просветительскую деятельность. Люди искусства всегда были носителями добра, идеи гуманизма, глашатаями чаяний  народа. Такими они остаются всегда. Искусство жырау, терме, айтыс  являются ценным достоянием народа. Для преемственности поколений, сохранения и приумножения творческих традиций  был создан художественный совет. В области прошли  культурные мероприятия, посвященные творческим деятелям Марабаю Кульжабайулы и Абубакиру Кердери, а  также областной фестиваль «Жыр, терме – ұлттық қазынам»,  конкурс «Золотой голос»,  областной традиционный песенный конкурс «Толғайды тарих»,  региональный фестиваль исполнителей кюев «Күй ғұмыр».  В честь юбилеев  Мухита Мералиулы, Гарифуллы Курмангалиева, Каламкас Орашевой были проведены  республиканские, региональные  конкурсы, фестивали.  Мелодии разных времен служили и продолжают служить народу, и только слова заменялись более новыми, соответствующими духу эпохи. Казахская народная песня сегодня преобразилась, можно сказать. Если раньше ее пели в сопровождении домбры, то теперь ее исполняют с симфоническим оркестром. 

Как и народ, традиционное искусство обрело свободу и крепкие крылья. Народное искусство не устарело, не поблекло за давностью лет,  наоборот, продолжает развиваться. И уже современные жыршы, термеши в своих произведениях  прославляют современных героев народа, воспевают славную и тернистую дорогу  Независимости страны.

от admin