Сб. Дек 3rd, 2022

Опубликовано daniyar вкл Thursday, 4 August 2016

В небольшом селе Атамекен Акжаикского района есть уникальный музей, открытый три года назад, где хранятся особенные реликвии «бес қару», в дословном переводе – пять видов оружия. Привезенные из разных уголков нашей страны, подаренные в память или созданные руками хранителя музея «Жерұйық» Жанибека Абильпеисова и его юных сподвижников, сельских школьников, бес қару являются наследием могучих батыров, непобедимых воинов-кочевников.  Музей расположился в небольшом, но очень красивом старинном здании из красного кирпича. Дому больше 100 лет и в нем всего две комнаты, но экспозиции и экспонаты расположенные здесь, отображают историю, уходящую вглубь веков.  В первой комнате, словно для того, чтобы посетитель понял связь разных эпох, к которым относится тот или иной экспонат музея, предметы повествуют об истории села. Оказывается, в свое время село Атамекен носило название Антоновское, и когда-то именно здесь ловился самый крупный осетр, вес которого достигал 300 кг. Отсюда среди экспонатов огромные старинные весы, крючья и ножи, которые использовались для ловли и разделки рыбы.  Здесь же на стендах портреты известных исторических личностей когда-либо бывавших или живших в этом селе: Сырыма Датова, Махамбета Утемисова, кюйши Сугура жырау, поэта Бесекеша и многих других. Но особое место не только в музее, но и в памяти местных жителей отведено уроженцу с. Тайпак, целителю Арыстанали Жумалыулы. Рассказы и легенды о его даре до сих пор из уст в уста, из поколения в поколение передают друг другу местные жители. А вот и вторая комната, где вся атмосфера пропитана национальными традициями, обычаями, обрядами.  – Работа нашего краеведческого кружка и музея «Жерұйық» масштабна, – рассказывает директор музея Жанибек Абильпеисов. – Мы с детьми не только собираем информацию и материалы о древних памятниках, биях, батырах, народных целителях и родословной аулов. В прошлом году мы отметили на карте 81 кулпытас и сфотографировали 61 кулпытас на старом кладбище Кенжегара, где были похоронены бии и батыры давних времен. Мы также стараемся с помощью старинных предметов наглядно показать быт, уклад наших предков.  Среди экспонатов маленькая юрта в разрезе с тем убранством, которое, по мнению историков, издревле не только украшало, но и сопровождало привычный быт тюркских народов-кочевников. Есть даже монеты из Сарайшыка, самой древней из которых, по приблизительным подсчетам более 700 лет. Также здесь хранятся обязательные атрибуты воинов, которые, по историческим данным, в подавляющем большинстве были конными и спешивались лишь в крайних случаях.  Поэтому среди предметов казахских воинов-батыров – конская сбруя, седла, кстати, одно из них привезено из Алматы, оно принадлежало воину Улы жуза, дулыға-шлем, изготовленный по заказу известным скульптором Ергали Бекешевым за 90 тысяч тенге. Такой шлем с кисточкой служил боевым наголовьем тюркских воинов, бес қалқан-щит, и, конечно, национальная защитная одежда (доспехи), среди которой особое место занимают кольчуги. – Вот эту кольчугу казахского батыра связали мои ученики, – рассказывает директор музея. – Дети потратили на ее вязание 16 кг нержавеющей проволоки, связали 14 тыс. колец. Сейчас мы работаем над изготовлением кольчуги из медных колец.  Особое место в музее отводится бес қару, о котором Жанибек Абильпеисов очень увлекательно и подробно может рассказывать часами.  – В казахском эпосе часто упоминается о пяти видах оружия, которыми были вооружены тюркские воины – представители особого профессионального сословия. Существует казахская пословица: «Ер қаруы – бес қару», что переводится как «У воина пять видов оружия». Такое разделение связано с характерным для каждого вида вооружения особым способом поражения, поэтому оружие воина («ер қаруы») подразделяется на метательное, режущее, рубящее, колющее и ударное. Каждый вид имеет несколько разновидностей, которые без всякого ущерба для воина могут взаимозаменяться при боевом использовании, – рассказывает Жанибек ага. – В древности воинов, которые очень хорошо владели одним видом оружия, собирали в одну группу, и создавали войска лучников, копьеметателей, мечников, для них определяли военную тактику. По словам Ж. Абильпеисова, к основному метательному оружию тюрков относится боевой лук («жақ») со стрелами («оқ»). Тюркский боевой лук собирался из нескольких частей, изготовленных из различных материалов: дерева, кости, рога, бересты, сухожилий и кожи. Колчан для ношения стрел назывался «қорамсақ». Отдельный футляр для лука – налуч – назывался «садақ». Этим же термином обозначался в прошлом и весь набор с налучем, колчаном и портупеей для их ношения. Кстати, 100 лет назад из лука с детских лет отлично стрелять умел каждый казах. Примечательно, что у казахов, в отличие от других народов, стрела по длине достигала одного метра, дальность ее полета – 500 метров. Тюрки были когда-то одними из лучших лучников, поэтому, когда они попадали в плен, им отрубали большой палец, чтобы лишить мастерства владения луком. В древности лучники захватывали тетиву лука большим пальцем. Поэтому для его защиты от травм при ударе тетивы применялось специальное кольцо лучника с язычком. Такая техника стрельбы была необходима в быстром бою на скаку. Кольца делали из металла, кости.  Кстати, лук и стрелы, хранящиеся в музее, изготовил Мурат Габдусалимов из Атырау. Как рассказал Жанибек ага, в Казахстане всего два умельца занимаются изготовлением традиционных луков, один из них как раз М. Габдусалимов. В знак правдивости своих слов директор музея показывает фото лучника, расположенное рядом с экспонатом.  – Как мне рассказали, наш лук в свое время даже участвовал в соревнованиях среди лучников в Китае, – гордо говорит Жанибек ага. – Мне он обошелся в 4 барана.  Еще одним экспонатом музея в составе бес қару является кривая сабля – «қылыш» из разряда режущего оружия. Ее директор музея купил в Алматы. – Традиционно тюркскими воинами использовались три вида длинноклинкового режущего оружия: прямой меч – «семсер», кривая сабля – «қылыш» и казахская шашка – «сапы», – говорит Абильпеисов. – Эти тяжелые сабли с небольшим расширением у острия были предназначены для увеличения тяжести удара. Ножны для меча, шашки, сабли назывались «қынап». Портупея для его ношения – «қылышбау». Ножны изготовлялись из дерева, обтягивались кожей, бархатом, украшались металлическими накладками, декорированными насечкой серебром, золотом, драгоценными камнями. Некоторые ножны сплошь покрывались металлом. Из разряда колющего оружия, которых у тюрков имелось два вида «найза» – копье с широким наконечником и «сүңгі» – длинная пика с тонким граненым наконечником. В музее «Жерұйық» хранится копье. На копье и пику тюркские воины прикрепляли разного рода опознавательные военные значки: бунчук, знамя, флажки, кисти. Знамя было общевойсковым знаком, бунчук – атрибутом военачальника, разноцветные флажки служили опознавательными знаками военных отрядов, батыры имели кисть из конского волоса или шелковых шнуров. А из рубящего оружия среди экспонатов хранится боевая секира «айбалта» с лунообразным и широким лезвием. Это оружие в музее появилось в дар от благодарных посетителей. По словам директора музея, секиру с длинным топорищем воины использовали при охране ханского дворца или ворот крепости. И, наконец, пятый предмет бес қару из рода ударного оружия является палица «шоқпар», сделанная из одного куска дерева в виде тяжелой дубины с головкой, иногда окованной металлом или утыканной остроконечными шипами. Ее в музее, к сожалению, пока нет, но этим вопросом уже занялись ребята-кружковцы. – Мы нигде не смогли найти шоқпар, поэтому решили изготовить его сами, – говорит Жанибек ага. – Уже нашли подходящее сырье, думаю, к осени изделие будет готово и пополнит коллекцию нашего музея.  В целом на сегодняшний день в музее насчитывается 430 экспонатов, большинство из которых были куплены на собственные средства Жанибека Абильпеисова. Их ценность исчисляется сотнями тысяч тенге. Но для хранителя музея эти экспонаты бесценны.

– Мне не жаль тратить деньги на музей, ведь это история нашего народа, которую должно знать молодое поколение. Здесь есть все, начиная от бес қару и заканчивая юртой и другими предметами быта казахов. Во время экскурсий я рассказываю ребятам, каким должно быть убранство юрты, где чье место в ней. Этим традициям уже тысячи лет, но сейчас они забыты, а надо, чтобы их вновь вспомнили, – говорит Жанибек ага. – Бес қару сейчас тоже мало кто из молодежи знает. Именно к этому забытью стремились колонизаторы, которые в свое время истребляли батыров, а вместе с ними и навыки искусного владения бес қару, чтобы загасить сопротивление воинственных казахов, защищавших свою землю. А ведь бес қару – эти пять предметов означают не только оружие, а нечто большее. Пять качеств человека, доведенных до совершенства: дух, сила, трудолюбие, целеустремленность и любовь, которые были присущи истинным батырам. 

от admin