вт, 09/06/2015 — 20:18
В этом году в рамках инклюзивного образования Уральский колледж информационных технологий заканчивают шестеро первых выпускников данной программы. С целью проанализировать опыт работы в этом направлении в колледже, в онлайн режиме, с трансляцией по всей республике прошел семинар-практикум «Инклюзивное образование в техническом и профессиональном образовании: проблемы, поиск, решения». Участие в семинаре приняли представители учебных заведений ТиПО Казахстана и России, имеющие опыт работы в сфере обучения подростков с ограниченными возможностями. Как известно, в Уральском колледже информационных технологий впервые не только в нашей области, но и по всей стране было внедрено инклюзивное образование. В 2012 году, когда эта работа только начиналась, в колледже набрали группу студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата по специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение». Основной сложностью в подготовке специалистов-колясочников было создание комфортных условий для их полноценной учебы. Но выход был найден. Для подвоза студентов был приобретен спецавтомобиль, оборудованный подъемником, учебные аудитории оснащены необходимой современной техникой и Интернетом, выделена комната отдыха и отдельный санузел, который оборудовали специальными штангами и поручнями. – Преодолев эти трудности, мы пошли дальше. В 2013 году мы набрали еще одну инклюзивную группу студентов с нарушением слуха и речи. По той же специальности «Техник-программист», но уже на базе 9 классов, – рассказывает директор колледжа Александр Гладков. – Для этой группы в штат колледжа были приняты два сурдопереводчика, которые помогают студентам усвоить учебный материал и в общении с педагогами. В 2014 году мы набрали еще ребят из областной специализированной школы для детей с нарушением слуха и речи на базе 9 классов, но по другой специальности – «Оператор ЭВМ». Сейчас эти ребята учатся на втором и первом курсах, а наши первые ласточки в этом году выпускаются, совсем скоро они получат дипломы. Все шесть выпускников инклюзивной группы сегодня проходят производственную преддипломную практику в ЦОНе. По словам Александра Гладкова, отзывы о ребятах положительные и как о людях, и как о специалистах. Некоторых из них уже готовы принять на работу в ЦОН. – Остальных мы тоже в этом плане поддержим, потому что наша цель – не только дать квалификацию этим ребятам, но и трудоустроить их, – подчеркнул А. Гладков. По словам участников семинара, гостей из других регионов, где инклюзивное образование тоже развивается, опыт Уральского колледжа информационных технологий на сегодняшний день является пока одним из лучших. Отмечается и серьезная материальная база учебного заведения, поэтому представители технического и профессионального образования из соседних областей России и Казахстана всегда с удовольствием посещают проводимые здесь семинары, чтобы вобрать этот опыт и внедрить его у себя. О развитии инклюзивного образования в целом по области рассказал заместитель руководителя областного управления образования Нурлан Сабиров. По его словам, на сегодняшний день в организациях ТиПО обучаются 234 ребенка с ограниченными возможностями, из которых 69 относятся к категории инвалидов. В них созданы условия для получения образования и профессий. Кроме Уральского колледжа информационных технологий в Западно-Казахстанской области инклюзивное образование внедрено еще в 3 колледжах. Уральский технологический колледж «Сервис» и колледж сервиса и новых технологий в рамках инклюзивного образования ведут подготовку специалистов швейного производства и декоративно-прикладного искусства. Набор студентов они проводят в областной специализированной школе для детей с нарушением слуха и речи. Рубежинский колледж Зеленовского района готовит специалистов фермерского хозяйства. Студентов для инклюзивной группы в сельский колледж набирают из школы-интерната №15. – С этими ребятами у нас есть определенные проблемы, подчеркнул Н. Сабиров, – так как отсутствует не только нормативно-правовая база для получения специальности лиц данной категории, но и для принятия в колледж выпускников школ, завершивших обучение по вспомогательной программе. В решении этого вопроса нам очень пригодился опыт ТиПО Саратовской области, опираясь на который мы открыли группы по обучению специальностям выпускников таких школ. В целом тесное сотрудничество с колледжами приграничных регионов России уже на протяжении многих лет дает положительный эффект для обеих сторон. Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из национальных приоритетов Республики Казахстан. Реализация одного из ключевых направлений Стратегии по вхождению государства в число 30 самых развитых стран мира, обозначенных в Послании Главы государства, решается через создание условий для включения детей с ограниченными возможностями в среду обычных детей и создание для них безбарьерного доступа к рынку труда. Сегодня в области на учете психологов медико-педагогической консультации стоят более 6 тысяч детей с ограниченными возможностями или 3,6% детского населения области. Из них 1800 относятся к категории инвалидов. В данное время в системе образования области функционируют три социальные школы-интерната, которые охватывают детей с ограниченными возможностями по четырем типам нарушения в развитии: зрения, речи, слуха и интеллекта. Для своевременного выявления, обследования и обеспечения коррекционной поддержки в области функционируют три психолого-медико-педагогических консультации и 11 кабинетов психолого-педагогической коррекции. Для внедрения инклюзивного дошкольного образования в детских садах открыто 28 инклюзивных кабинетов и 18 специальных коррекционных групп. Оказание коррекции на ранней стадии нарушений в развитии позволяет ежегодно снижать долю детей с ограниченными возможностями. В общеобразовательных школах области функционируют 96 классов коррекционного развивающего обучения. Ежегодно более 50 детей завершают обучение в специальных коррекционных школах области, еще около 160 детей с ограниченными возможностями выпускаются из общеобразовательных школ. Обеспечение преемственности между инклюзивным школьным и профессионально техническим образованием является на сегодня основной задачей развития образования области. Эта работа будет продолжена. В частности, с начала следующего учебного года в организациях ТиПО планируется открытие инклюзивной группы с государственным языком обучения, а на базе колледжа сервиса и новых технологий будет набрана инклюзивная группа по еще одной специальности – «Парикмахерское дело».
Быть конкурентоспособными в условиях глобализации, означает быть мобильными при внедрении самых передовых новаций. Бесспорно, получение детьми качественных знаний, является основой формирования интеллектуальной нации. В плане нации «100 шагов» отмечено – важно вести подготовку квалифицированных кадров для шести ключевых отраслей экономики и повышать конкурентоспособность выпускаемых кадров. Инклюзивное образование в колледжах дает возможность стать конкурентоспособными на рынке труда и людям с ограниченными возможностями, делает их равными, а доступ к образованию и трудоустройству безбарьерным.