В редакцию газеты обратились жители села Макарово Зеленовского района с просьбой разобраться в проблеме образовавшегося большого карьера на въезде в село. Для того, чтобы понять в чем дело, мы выехали на место, где нас ждали жители села.
В недавнем прошлом головной болью сельчан был размыв дороги на въезде в село: каждую весну талые воды доставляли много неудобств макаровцам. Наконец, в этом году проблема была решена путем строительства нового водопропускного сооружения подрядной организацией ТОО «Азия Тех Строй». Фирма завершила строительство данного сооружения недавно. У макаровцев решение давней проблемы вызывает только радость. К качеству проведенной работы у сельчан нареканий нет, однако после сдачи объекта остался огромный разработанный карьер глины, которая, по словам жителей села, использовалась при строительстве водопропускного сооружения работниками данной фирмы. – Посмотрите, какой огромный карьер остался после строительства моста и дороги, – говорит Федор Сковородко, показывая, действительно большую яму размером 100 метров в ширину и метров 10 в глубину. – Прекрасный нам сделали мост, расширили дорогу, но проблема теперь в том, что никто не хочет заниматься рекультивацией, карьера. Строители говорят, что эту яму раскопало население, и грунт вывезли тоже сами сельчане. Как же сельчане, если мы видели, как все лето здесь работала техника строителей этой фирмы. Мы внимания не обращали, уверены были, что по окончании строительства они приведут все в порядок, проведут рекультивацию. – В нашем селе нет даже экскаватора, чтобы вести такие работы. А здесь же видно, что работала тяжелая техника, что снимался грунт в несколько слоев, – подхватывает Анна Быкова. – Я одного не пойму, зачем сельчанам столько глины, в нашем селе сейчас нет мазанок и сараев из самана, чтобы брать глину. Сейчас ведь строят из шлакоблоков и пеноблоков, никто сейчас не мажет. Зачем нам столько глины? – Раньше здесь все ровно было. Помню, строители начали копать возле столба, я электриком работаю, поэтому и попросил, чтобы рядом со столбами не копали, завалятся ведь они. Вроде послушались, ушли дальше. Теперь ведь яму эту огромную выкопали, скотина весной пойдет и утонет здесь в глине, нам не вытащить ее будет никак, – сетует Николай Мольский. – Два года пастухом работаю в селе, пасу 200 голов индивидуального стада. С двух сторон скотина выходит и через карьер этот идет на водопой. Теперь вот разрыли эту яму и перерезали дорогу коровам. Я все лето здесь пас, видел, как строители эти работали, техника их стояла, будка была оборудована. А весной как быть? Ведь вода в яме наберется, коровы побегут сюда и увязнут, не достанем мы их, вот ведь что страшно. Пусть я пасти не буду, другой пастух будет, но ведь придется отвечать за каждую голову, – говорит пастух Бактыгали Байгазиев. Выслушав доводы сельчан, поспешили обратиться к руководителяю подрядной организации ТОО «Азия Тех Строй» за комментариями. По словам директора Армата Алимбетова, договор на строительство водопропускного сооружения был заключен ТОО «Азия Тех Строй» с областным управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог в прошлом году, стоимость работ 56 миллионов тенге. Строительство было начато в августе этого года и завершено в октябре. – На сегодня объект сдан по госкомиссии в эксплуатацию. Претензий по качеству и срокам нет никаких. Была демонтирована стоявшая там труба малого диаметра и построена железобетонная конструкция диаметром в три раза большей прежней трубы. У нас не было необходимости использовать много грунта, высвободившегося после замены старой трубы земли было достаточно. Мы уже четвертые подрядчики на данном объекте, и, как мне известно, проблема карьера существует давно. Официально заявляю, что к разработке данного карьера наше товарищество не имеет никакого отношения, – сказал А. Алимбетов. – Для утрамбовки бетонного сооружения нам необходимо было порядка 8 тысяч кубов грунта, данный объем заложен по проекту, который нам поставило по договору ТОО «Тама – тулек». Соответствующие документы имеются. У нас есть акт земельной инспекции, согласно которому в карьере выработано порядка 50 тысяч кубов глины. Нам такой объем не нужен. Чтобы вы понимали разницу, приведу такой пример: при строительстве дороги в Зачаганске, которое мы ведем, 20 тысяч кубов грунта мы использовали при строительстве нескольких километров дороги. А здесь говорится о 50 тысячах кубов, это очень большой объем. Также официально заявляю, что к разработке карьера наша фирма не имеет никакого отношения, – сказал начальник участка Дидар Менеев. Заместитель акима Зеленовского района Амангельды Тугузбаев в телефонном разговоре так прокомментировал ситуацию.
– Акимат района в курсе ситуации, мы ведем разбирательство совместно с сельским акиматом. Есть заключение областной земельной инспекции от сентября этого года о том, что подрядная организация – ТОО «АзияТехСтрой» не имеет отношения к разработке карьера, грунт с карьера при строительстве объекта не использовался. За последние два года данный мост смывало весной талыми водами. Строительство водопропускного сооружения сняло эту насущную проблему. Вопрос карьера стоит давно, мы будем разбираться до конца и обязательно уведомим газету о результатах проведенной работы.