Вс. Дек 1st, 2024

пт, 07/04/2017 — 20:55

Проблемы в сфере разрешительных требований для участия в строительстве стали темой обсуждения на очередном Совете по защите прав предпринимателей.

Дополнительные адмбарьеры для участников строительной отрасли возникли более года назад (с 1 февраля) с вступлением в силу Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».  – В соответствии с нововведениями в законодательство компании, подавшие заявление на получение лицензии на проектную деятельность  и строительно-монтажные работы, и лицензиаты, осуществляющие данные виды деятельности, должны иметь в своем составе аттестационных инженерно-технических работников (ИТР). Совмещение работы аттестованными ИТР, участвующими в процессе проектирования и строительства, в других организациях, осуществляющих указанные виды деятельности, не допускается, – отметил член Совета по защите прав предпринимателей,  директор ТОО «БатысТерминалТелеком», Г. Саурбаев. – По мнению участников строительной отрасли региона, установленная норма создает дополнительный барьер в виде необходимости получения аттестата работником, а также его «жесткой привязке» к одной организации, что противоречит требованиям ст. 32 Трудового Кодекса, допускающей возможность работать по совместительству. На наш взгляд, это ущемляет их права на свободу труда, гарантированные статьей 24 Конституции РК. Еще одним проблемным вопросом, по словам выступающего, стало требование по стажу работы ИТР, претендующих на аттестацию. По мнению предпринимателей, оно  несколько завышено, так как  стаж работы – не показатель уровня знаний и опыта работников. Кроме того, за бортом остаются молодые специалисты, прием на работу которых для работодателя экономически не целесообразен, так как показывать «бывших» студентов в качестве подтверждения  соответствия их определенной категории лицензии не имеет смысла. Во-вторых,  процедура аттестации включает в себя  тестирование, основная цель которого – определение уровня знаний государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства. При недостижении порогового уровня автоматически выносится решение о непрохождении аттестации работника.  – Не маловажным остается вопрос стоимости аттестации, так как эти расходы несет компания, – сказал докладчик. – В феврале текущего года средняя стоимость аттестации одного работника  составляла не менее 50 000 тенге. С момента введения действия аттестации ИТР (ориентировочно с июля 2016 года) по февраль 2017 года региональными аттестационными центрами  выдано  470 аттестатов ИТР для 67 предприятий ЗКО. Таким образом, предприятиями  на аттестацию было потрачено не менее 23,5 млн. тенге, то есть в среднем на каждое предприятие –  по 350 000 тенге. Среди них есть и малые предприятия, для бюджета которых эта сумма достаточно чувствительна. Следует учесть и то, что за этот период до 10% аттестатов от общего количества всех выданных были выданы повторно  в связи с переходом работника в другую компанию. И эта цифра будет расти, так как текучка  кадров неизбежна. Этого можно было избежать, если бы аттестаты выдавались на работника как на физлицо, и расходы по аттестации оплачивались им самим.  Но самое интересное – три из пяти аттестационных центров, действующих в регионе,  для ускорения процесса предложили прохождение аттестации без экзаменов (!) и вообще без физического присутствия работников. Средний срок аттестации  – 1-2 дня. При этом весь процесс аттестации сведется к оплате предприятием услуги аттестации, предоставлением документов работника и  условному присутствию работника на «экзамене». В этой связи у предпринимателей возникает вполне резонный вопрос: а зачем вообще нужна данная процедура, если она в принципе объективно не оценивает фактическую профессиональную подготовку ИТР и не влияет на качество проводимых работ этими специалистами? 

Приняв информацию к сведению, Совет рекомендовал Палате предпринимателей ЗКО изучить внесенные предложения по устранению данных административных барьеров, а также рассмотреть вопрос о включении озвученных вопросов в Реестр проблем республиканского уровня.

от admin