Сб. Авг 13th, 2022

сб, 24/10/2015 — 18:28

На XVI съезде партии «Нур Отан» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев с целью дальнейшего укрепления казахстанской идентичности предложил преподавать в школах идею “Мәңгілік Ел”, отметив, что она должна выступать системой общегражданских ценностей. По его мнению, документ должен стать второй Конституцией для каждого казахстанца.

В преддверии 2015-2016 учебного года на пленарной сессии августовского совещания было решено добавить изучение общенациональной идеи в такие предметы, как казахский язык, литература и история Казахстана с 1 сентября текущего года, также ценности содержания «Мәңгілік Ел» должны стать также основой всех предметов в начальной школе. Как продвигается работа по внедрению изучения идеи «Мәңгілік Ел» на местах, мы попытались выяснить на примере средней общеобразовательной школы №16 г.Уральска. – В рамках реализации данной идеи ставится задача целенаправленно вести воспитательную работу в школе, усилить именно воспитательный компонент процесса обучения. Изучение предметов должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодежью идеологии терроризма и экстремизма, умения общаться в условиях полиэтнического Казахстана. Эти ценности, которые определяют содержание идеи «Мәңгілік Ел», как фундамент ее воплощения в жизнь должны быть заложены в школе,  – говорит директор СОШ №16 Мария Кабакова. – Как известно, в рамках реализации данной идеи в содержание учебных программ общественно-гуманитарного цикла (казахский язык, казахская литература, русский язык, русская литература, история Казахстана) включен текст выступления Главы государства от 15 декабря 2014 года «Слово о независимости». Национальной академией образования им. Ы. Алтынсарина разработаны методические рекомендации по изучению данного произведения в организациях образования с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся, в которых раскрыты эффективные формы и методы. Их мы активно используем в учебном процессе. Также в целях формирования антикоррупционной культуры учащихся внесены изменения и дополнения в типовые учебные программы по предметам «Познание мира» для 1- 4 классов и «Человек. Общество. Право» для 9-11 классов. Кроме того, идея «Мәңгілік Ел», согласно учебному плану красной нитью проходит на протяжении всего курса предмета «История Казахстана» в 11 классе. В целях формирования граждан и патриотов, обладающих нравственными и лидерскими качествами, в нашей школе, как и в других организациях образования, в этом году массово проводились мероприятия, посвященные Году Ассамблеи народа Казахстана, 20-летию Конституции Республики Казахстан, 550-летию образования Казахского ханства. Уже на протяжении 10 лет мы ежегодно проводим фестиваль дружбы, в котором участие принимают члены этнокультурных объединений и наши депутаты.  Пример из практики по внедрению ценностей «Мәңгілік Ел» в образовательный процесс привела классный руководитель 6 «в» класса, учитель казахского языка и литературы СОШ №16 Бахыт Алимбаева. – В прошлом году на базе нашего класса мы открыли класс дружбы «Под единым шаныраком». Это самый многонациональный детский коллектив. Среди 26 учащихся есть казахи, русские, корейцы, азербайджанцы и татары, – говорит Б. Алимбаева. – Вместе с детьми мы проводим открытые уроки «Мәңгілік Ел», на которые всегда собираются много гостей. На уроках мы с учащимися обсуждаем принципы общенациональной идеи, я рассказываю им, объясняю, почему нам важна инициатива Главы государства. Дети с удовольствием слушают, участвуют в дискуссиях, высказывают свое мнение. Слушая их, я понимаю, что молодому поколению уже в таком возрасте важно осознавать, что они – будущее Казахстана. Школьники очень трепетно и ответственно относятся к таким понятиям, как толерантность, честность, трудолюбие. Учитель истории СОШ №16 Ирина Кузнецова на своих уроках разъясняет основные понятия общенациональной идеи через призму преподаваемого  предмета, сопоставляя исторические факты и события. Работает она с более старшей группой школьников – подростками. Но и среди них, по ее словам, ценности  «Мәңгілік Ел» не просто теоретические понятия и основы, а побудительный мотив к патриотизму, гражданской ответственности.    Рассказывая школьникам,  как на протяжении веков воинственные и свободолюбивые казахи мечтали о Мәңгілік Ел и Мәңгілік Тәуелсіздік и для достижения этой священной цели, объединившись, защищали свои земли, она объясняет, что сегодня задача всех казахстанцев, независимо от национальности, – объединиться вокруг идеи Мәңгілік Ел и всегда помнить, что Казахстан – наша общая и единственная Родина, и живем мы на священной земле предков. Приумножать мощь государства, крепить независимость, беречь родные просторы – наш общий долг.

– Национальная идея «Мәңгілік Ел» направлена на воспитание у детей и молодежи социальной ответственности, готовности к труду на благо казахстанского общества и чувства единения. У нас эта работа идет через предмет «Самопознание», через формирование нравственности наших школьников, тематические вечера и другие мероприятия, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе СОШ №16 Муклиса Жумадиярова. – Сегодня учитель, воспитатель должен впитывать любые изменения, которые происходят, анализировать, выбирать лучшее и внедрять в  практику, дабы максимально улучшить школьную практику и культуру. Бесспорно, говоря об обучении, нельзя не затронуть важную составляющую процесса – воспитание, и можно ли вообще говорить об этих двух компонентах отдельно, конечно же нет, мы учим воспитывая, а воспитываем обучая – эта истина стала фундаментом любой образовательной системы уже не одно столетие назад, и сегодня в рамках идеи «Мәңгілік Ел» она звучит не менее актуально. Воспитать гражданина, патриота, интеллектуала можно лишь в эффективной среде, в которой созданы все условия для гармоничного развития личности. Перед нами стоит сложная задача сформировать эту среду, подключив к диалогическому, в полном смысле, обучению все компоненты социума – родителей, учителей, общественность, этнокультурные объединения. Лишь только в полном взаимодействии мы можем рассчитывать на результат в процессе формирования молодого человека, способного в дальнейшем принести пользу не только себе, но и стране, народу. 

7 принципов «Мәңгілік Ел» Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана. Во-вторых, национальное единство,  мир и согласие в нашем обществе. В-третьих, это светское общество и высокая духовность. В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций. В-пятых, это Общество Всеобщего Труда. В-шестых, общность истории, культуры и языка. В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.

Президент Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ

Все граждане Казахстана должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности, иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующими ценностями для всех, идеей должна стать «Мәңгілік Ел», наша «Вечная страна». В это понятие вкладываются такие ценности как гражданское равенство, трудолюбие, честность, культ учености и образования, светское государство и толерантность.

от admin