сб, 12/11/2016 — 20:20
Реформирование государственного управления во многих странах привело к преобразованию государственного финансового контроля в государственный аудит. На сегодняшний день государственный аудит существует практически во всех странах мира и в последние годы развивается особенно активно. Основным предназначением государственного аудита является обеспечение от лица государства и общества независимого контроля за деятельностью органов государственной власти по управлению национальными ресурсами страны. В Казахстане государственный аудит возник совсем недавно – с подписанием Главой государства 12 ноября 2015 года законов «О государственном аудите и финансовом контроле» (далее – закон) и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного аудита и финансового контроля», которые были разработаны в реализацию Концепции внедрения государственного аудита в Республике Казахстан с учетом международных стандартов. При разработке законов были учтены принципы Лимской декларации, рекомендации консультантов Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития (Великобритания, Канада, Германия, Франция, Турция, Россия), взяты за основу Международные профессиональные стандарты аудита (Международной организации высших органов финансового контроля; Института внутренних аудиторов, Международной федерации бухгалтеров). Основной целью данных законов является создание комплексной системы государственного аудита на основе изучения прогрессивного международного опыта функционирования высших органов финансового контроля, международных принципов аудита и требований Лимской декларации и действующих международных стандартов аудита и специфики страны. Ревизионная комиссия по Западно-Казахстанской области, являясь одним из субъектов системы государственного аудита и финансового контроля, приняла активное участие при разработке и обсуждении проекта закона, нами был внесен целый ряд предложений, значительная часть которых была учтена и нашла отражение в действующей редакции закона. Принятый закон прежде всего регулирует общественные отношения, связанные с государственным аудитом и финансовым контролем, определяет полномочия и организацию деятельности органов государственного аудита и финансового контроля. В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на внешний и внутренний государственный аудит. Основной задачей внешнего государственного аудита выступает оценка эффективного использования национальных ресурсов для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны. К органам внешнего государственного аудита и финансового контроля относятся Счетный комитет и ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения и столицы. Функции ревизионных комиссий в части проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля идентичны функциям Счетного комитета. Отличительная особенность аудита от контроля заключается в том, что аудит носит больше предупредительный характер. Государственный финансовый контроль направлен на выявление нарушений и принятие мер реагирования (возбуждение административного производства, понуждение к восстановлению (устранению) ущерба, привлечение к дисциплинарной ответственности, передаче материалов в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений), а государственный аудит введен в качестве оценки управления, направленной на совершенствование и повышение эффективности деятельности объекта аудита. Таким образом, при проведении государственного аудита в случае выявления отклонений в деятельности объекта аудита от действующего законодательства будут применяться функции государственного финансового контроля в виде принятия мер реагирования. Государственный финансовый контроль будет применяться в деятельности Счетного комитета, ревизионных комиссий и уполномоченного органа по внутреннему аудиту. Если осуществляемый в предыдущие годы финансовый контроль был направлен главным образом на раскрытие фактов нарушений законодательства, отклонений от установленных норм и процедур, то внедряемый государственный аудит преследует цель не только устранить нарушения, но способствовать их предупреждению, минимизации. Государственный аудит должен не просто констатировать те или иные несоответствия, а выявлять причины, резервы и потенциал использования, управления государственными финансовыми ресурсами с большей отдачей, эффективностью. Государственный аудит позволит также оценить качество деятельности государственных органов и организаций по управлению финансовыми ресурсами. В целом государственный аудит предполагает оценку деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в развитии экономики или отдельных ее отраслей, сфер государственного управления, позволяющую своевременно выработать рекомендации для повышения эффективности управления и использования государственных средств и активов. С принятием Закона «О государственном аудите и финансовом контроле» роль ревизионных комиссий, как одного из органов внешнего государственного аудита, значительно усилилась. Мы наделены рядом новых полномочий, таких как проведение аудита обоснованности планирования, реализуемости и эффективности осуществления местными исполнительными органами и субъектами квазигосударственного сектора закупок товаров, работ, услуг; ценообразования, включая оценку разницы между размером выделенных (затраченных) местных финансовых ресурсов на приобретение товаров, работ, услуг и рыночной стоимостью приобретенных товаров, работ, услуг; управления активами субъектов квазигосударственного сектора; налогового администрирования; договоров, в сфере охраны окружающей среды, в сфере информационных технологий. Кроме того, ревизионные комиссии наделены правом предъявления иска в суд в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания. Одним из важных направлений в деятельности ревизионной комиссии станет проведение с 2019 года аудита консолидированной финансовой отчетности местного бюджета, аудита финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений. Для того чтобы государственный аудит совершенствовался и развивался, нужны специалисты обладающие высоким уровнем знаний в различных сферах деятельности, способные совмещать теорию и практику государственного аудита. Именно поэтому согласно закону введена система сертификации государственных аудиторов, которая позволит повысить профессиональный уровень проверяющих и квалификационные требования к работникам органов государственного аудита. Сертификат будет выдаваться после подтверждения знаний и положительного заключения Национальной комиссии по сертификации государственных аудиторов. В состав Национальной комиссии, рабочим органом которой определен Счетный комитет, вошли представители Администрации Президента, Парламента, Правительства, Счетного комитета и Министерства финансов. В этой связи, одним из итогов текущего 2016 года для Ревизионной комиссии по Западно-Казахстанской области, помимо проведения аудиторских мероприятий, стало успешное прохождение переподготовки и повышения квалификации в РГП «Центр по исследованию финансовых нарушении» при Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета, а также прохождение собеседования в Национальной комиссии по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, по итогам которого Решением Национальной комиссии работникам Ревизионной комиссии присвоены квалификации «государственный аудитор». Следует также отметить, что Законом вводится персональная ответственность государственных аудиторов за результаты проведенного аудита, не имеющая срока давности. То есть даже после увольнения из органов государственного аудита и финансового контроля государственный аудитор будет нести ответственность за итоги проведенного им аудита. Это также направлено на повышение профессионализации государственных аудиторов и снижение рисков коррупционных проявлений при проведении государственного аудита. В целом надо отметить, что законы направлены на внедрение комплексной системы государственного аудита и финансового контроля, а также на исполнение поручений, данных Главой государства в рамках Пяти институциональных реформ, и позволят предупреждать нарушения путем проведения оценки и анализа деятельности объектов государственного аудита и финансового контроля. Поэтому основное место в методах работы ревизионной комиссии будут занимать изучение и анализ причинно-следственных факторов недостатков и нарушений, исходя из неисполнения стратегических, программных документов и требований законодательства. Действующий Закон позволит отойти от преобладания последующего сплошного контроля и сместить акценты в деятельности ревизионных комиссий в сторону проведения аудита эффективности, усиления экспертно-аналитической деятельности и перейти к полноценному государственному аудиту, основанному на применении системы управления рисками. Закон уже вступил в силу. Но впереди предстоит большая работа по реализации заложенных в нем норм, которая будет способствовать повышению эффективности деятельности государственных органов в достижении поставленных перед ними задач; повышению прозрачности использования бюджетных средств и управления государственными активами; своевременному и оперативному предупреждению финансовых нарушений и устранению факторов, способствующих совершению коррупционных правонарушений. В заключение хочу поздравить всех с наступающим Днем национальной валюты, ставшим профессиональным праздником работников финансовой системы Республики Казахстан, пожелать всем финансовой стабильности, процветания, благополучия и достижения новых целей. Амангельды НУГМАНОВ,
председатель Ревизионной комиссии по ЗКО